Владимир Путин прибыл вчера в Южно-Сахалинск, где вместе с министром обороны Сергеем Шойгу лично наблюдал за очередным этапом самых крупных учений войск не только Восточного военного округа, но и вообще в современной истории России. С подробностями с полигона «Успеновский» — корреспондент “Ъ” ИВАН САФРОНОВ.
«Ну что, как там?» — интересовался, стоя у ступеней командного пункта, заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков. Ответы его подчиненных сводились к тому, что к приезду Владимира Путина все готово и волноваться в общем-то не о чем. Готовиться к визиту президента на учебно-тренировочный полигон «Успеновский» военные, по признанию высокопоставленного источника “Ъ” в Минобороны, «начали еще до того, как президент сам решил там присутствовать»: «Мы знаем, что он любит подобные мероприятия и старается их не пропускать».
Прилетевшего на вертолете Владимира Путина встречал в полевом комплекте формы практически весь руководящий состав военного ведомства: Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов, статс-секретарь Николай Панков, заместитель министра Дмитрий Булгаков и даже при погонах полковника заместитель министра по вооружениям Юрий Борисов. Полевую форму надел даже адмирал Константин Сиденко. В гражданском остались только полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и сам Владимир Путин.
Как учиться военному делу в России стали внезапным образом
В марте Владимир Путин отдал приказ начать «внезапные крупномасштабные» учения в районе Черного моря...
Как только президент оказался за столом командного пункта, сразу же о ситуации стал докладывать начальник главного управления боевой подготовки генерал Иван Бувальцев.
— Противник высадился на удалении до 40 км с целью захвата побережной зоны,— начал было генерал, но был тут же прерван.
— Это что за цели на горе? — спросил его Владимир Путин.
— Это мишени, которые будут поражены авиацией! — отрапортовал генерал.
И через несколько минут попросил разрешения господина Путина приступить к операции. Он, конечно же, разрешил.
После этого из динамиков раздались слова «Огонь!», а следом появились уже танки, вертолеты и другая техника… За день до приезда президента на полигон «Успеновский» были переброшены личный состав и техника общевойсковых частей из-под Хабаровска (сначала 6 эшелонами до Ванино, а затем 4 морскими паромами в Холмск), а также свыше 500 военнослужащих и 50 единиц техники 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады Восточного военного округа из Уссурийска.
Генерал Бувальцев старательно объяснял господину Путину каждый маневр. Несколько раз к президенту обращался Валерий Герасимов, и он внимательно прислушивался к словам главы Генштаба. Сергей Шойгу, сидевший справа от президента, также пытался завязать разговор с главой государства, но у него почему-то не получалось. К середине маневров сидящим за столом в командном пункте людям начали разносить кексы. Владимир Путин попробовать их не захотел.
После того как раздался последний выстрел, Владимир Путин встал и, поблагодарив Ивана Бувальцева, вышел из командного пункта. Увиденным, судя по его настроению, президент был доволен.
— Как оцените? — спросил я генерала.
— Сейчас посчитаем,— сказал Иван Бувальцев, грустно улыбнувшись.— Две мишени слева не поразили, две — справа…
— Авиация недоработала?
— Да нет, пехота… Люди впервые полигон увидели: эшелоны только вчера свели.
Было видно, что он переживал за результат. Ему было важно, чтобы мишени были поражены все.
Впрочем, исправить слегка подпорченную статистику можно будет уже сегодня: из Улан-Удэ в Забайкалье была окончена переброска соединений 36-й армии. Так, порядка 100 единиц танковой бронетехники перевезено по железной дороге на территорию 247-го межвидового полигона «Цугол» (Читинская область), а колесная техника совершила 1100-километровый марш за двое суток своим ходом. Как ожидается, наблюдать за военными маневрами вновь будет господин Путин.