О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

О мерах по выводу экономики из стагфляционной ловушки

Добавлено: 22.12.2024


Глазьев Сергей для думающих людей - Доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук (с 2008 года). Академик НАН Беларуси (2021).

Сергей Глазьев

Политика Банка России загоняет экономику в стагфляционную ловушку, в которой падение производства, девальвация рубля и повышение инфляции взаимно усиливаются: повышение ключевой ставки сжимает кредитование производства, что приводит к снижению объёмов и повышение издержек выпуска продукции, падает технический уровень и эффективность производства - снижается конкурентоспособность экономики, что компенсируется девальвацией рубля - последняя вызывает новый всплеск инфляции, который Банк России пытается погасить очередным повышением ключевой ставки. 

По прошествии десяти лет безрезультатного «таргетирования» инфляции ясно, что продолжение этой безумной политик не имеет перспектив. Находясь в ее рамках, ЦБ не только не может добиться устойчивого снижения инфляции до заданной цели, но и сам провоцирует ее повышение, делая ее недостижимой. Это с очевидностью следует из оценки факторов инфляции и девальвации в 2024 году. Вклад в инфляцию основных факторов (ранжирование по значимости): 

1.Инфляция издержек за счет опережающего роста транспортных и энергетических тарифов (зона ответственности ФАС РФ) – не менее 60% роста индекса потребительских цен (ИПЦ). Так, рост стоимости грузоперевозок в 2022 – 2024 гг. составляет более 20% в год, рост стоимости топлива и электроэнергии превышает 12% годовых. 
2.Девальвация рубля в 2024 году ответственна за 30% роста ИПЦ, т.к. технологический и потребительский импорт занимает до 40% товарооборота. По оценкам, падение курса на 10 рублей к доллару приводит к росту инфляции на 2 процентных пункта.
3.Рост ключевой ставки ЦБ РФ на 1% приводит к росту инфляции издержек (вынужденному повышению цен и тарифов) на 0,24%, уменьшая со стороны спроса инфляцию всего на 0,2%, т.е. чистый эффект от дальнейшего повышения ключевой ставки отрицательный. Т.е. рост ставки с 7.5% до 21% привело к дополнительному росту цен не менее 0,6%.
Вклад дефицита консолидированного бюджета, который находится в пределах общепринятой в мире нормы существенно меньше этих трех. 

Рассмотрим далее вклад в девальвацию основных факторов (ранжирование по значимости): 

1.Отказ ЦБ РФ от защиты стабильности рубля (статья 75 Конституции РФ).
Банк России отдал курсообразование рубля в руки спекулянтов – как наших банков, так и западных игроков (рынок форекс). Манипулятивный характер торгов доказывает разница между курсами рынка форекс и межбанка, 27.11.24 доходившая до 6 рублей (5%) . Вклад фактора – 60%.
2.Вывоз частного капитала (отсутствие валютного контроля), прежде всего
сокращение внешнего корпоративного долга (на 200 млрд. долл. за 3 года). Снижение норматива обязательной продажи валютной выручки. Вклад - 30%.
3.Валютизация сбережений бизнеса и население – вклад - 10%. 

В настоящее время Банк России запустил очередной виток охарактеризованного выше порочного круга, за 10 лет движения по которому совокупное недопроизводство по отношению к потенциалу выпуска составило около 50 трлн.руб., объем нереализованных инвестиций – более 20 трлн.руб., вывоз капитала – трлн.долл.; при этом рубль оказался в числе худших валют по волатильности, а цель по инфляции так и не была достигнута. 

Чтобы вырваться из него необходимо обеспечить стабилизацию обменного курса рубля и запустить механизмы рефинансирования производственной сферы. 

Падение курса рубля провоцируется режимом его "свободного плавания", который даёт возможность спекулянтам манипулировать курсом при попустительстве Центрального банка. Последний снижает норматив обязательной продажи валютной выручки, а банки скупают валюту, снижая её предложение и увеличивая спрос на неё одновременно. Продолжается вывод капитала в пользу нерезидентов. При этом в силу высокого положительного сальдо торгового баланса фундаментальных причин для девальвации рубля нет - его аномальная волатильность вызвана политикой Банка России, которая одновременно порождает инфляцию.
Чтобы выйти из стагфляционной ловушки необходимо стабилизировать курс рубля и развернуть каналы целевого кредитования производственной сферы, а также подавить немонетарные причины инфляции, немедленно предприняв следующие меры: 

1. Зафиксировать валютную позицию коммерческих банков, заблокировав их спекулятивную игру против рубля.
2. Восстановить 80%-ную продажу валютной выручки экспортерами.
3. Отменить страхование валютных депозитов в АСВ, переключив спрос населения на инвалюту на ее продажу.
4. Прекратить котировку доллара и евро Банком России и Московской биржей, национализировать её, покончив с разгоном спекулятивного ажиотажа и манипулированием курсом рубля.
5. Ввести прямую котировку рубля к юаню и валютам других крупных партнеров, устанавливать решением Центрального банка границы колебания курса рубля. Создать распределённый валютный резерв в котируемых валютах.
6. Возобновить валютно-кредитный СВОП между центральными банками России и Китая, договориться об этом же с Индией.
7. Завершить переход на национальные валюты во внешней торговле.
8. Включить специальный инструмент рефинансирования банков в целях кредитования экспорта по ставке не более 5%.
9. Перекрыть каналы оттока капитала по неторговым операциям, включая вывод капитала в интересах нерезидентов из недружественных стран в соответствии с указами Президента России о защите финансовой системы страны.
10. Формировать ФНБ в золоте и иных реальных ценностях. 


Запуск механизма рефинансирования производственной сферы требует: 

1. Развёртывание специальных инструментов рефинансирования банков в целях кредитования:
- инвестиций, предусмотренных национальными проектами и госпрограммами;
- расходов предприятий в целях выполнения госзаказов;
- расходов Правительства России на закупку товаров отечественного производства в Госрезерв;
- оборотных средств предприятий под закупку отечественной техники;
- лизинга машин и оборудования отечественного производства;
- ипотеки и жилищного строительства;
- инвестиций в создание импортозамещающих производств;
- инвестиций в углубление переработки сырья;
- инвестиций в развитие инфраструктуры;
- инвестиций в рамках СПИК и других инвестиционных соглашений с участием государства;
- инновационных проектов;
- инвестиций в создание производств нового технологического уклада;
- государственных институтов развития. 
Ставка для конечных заемщиков по этим инструментам рефинансирования не должна превышать 2%, а для банков - 0,5%, 1,5% - предназначены на администрирование банками целевого использования кредитов. Банки-участники должны нести полную ответственность за целевое использование выделяемых кредитов и осуществлять контроль за их расходованием заёмщиками. 

2. Введение цифрового рубля для внешнеторговых и кредитных операций, в том числе осуществляемых посредством указанных выше специальных инструментов рефинансирования в целях автоматического контроля за целевым использованием кредитов.

3. Прекращение депозитных операций Центрального банка и выпуска им облигаций, высасывающих деньги из экономики и отсекающих банковский кредит от производственной сферы. 

4. Вовлечение контролируемых государством банков в реализацию национальных проектов и государственных программ, кредитование СПИК и других инвестиционных соглашений с участием государства.

5. Введение для государственных банков целевого показателя кредитования производственной сферы, включая инвестиции. 






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы