Хазин Михаил. Колонка от 3 декабря 2024 года
Конфликт между финансовой частью правительства и премьер-министром Мишустиным я описывал уже много раз. И много раз объяснял, что это вопрос политический и на уровне премьера решён быть не может.
И вот, появляется, что называется, новая вводная: «Ужесточен контроль за деятельностью министра финансов Силуанова. Минфин РФ должен будет согласовывать свои решения о продаже иностранной валюты или золота из Фонда национального благосостояния с главой правительства или руководителем его аппарата.
Соответствующие поправки в Правила проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния подписал 27 ноября премьер-министр РФ Михаил Мишустин».
Давайте смотреть правде в глаза: право на вмешательство во «внутренние» дела Минфина правительство получило. Причин тут может быть много, в интернет-каналах разное пишут, желающие могут поискать. Я же констатирую, что вывод капитала из страны приобрёл неприличные масштабы и, безусловно, Мишустину это понравится не могло.
Дальше, для тех, кого интересуют аппаратные тонкости, важно только, сам Мишустин пришёл к Путину или соответствующие действия стимулировали силовики, которые засекли нездоровую активность в этом направлении. Ну и, весьма возможно, активно не совсем законную (я надеюсь, тут ничего дополнительно объяснять не надо). А с точки зрения интересов экономики мы имеем весьма позитивный момент.
При этом, разумеется, есть ещё целая куча тонкостей, в которых бы очень хотелось разобраться. И каналы, которые начали эту тему обсуждать, в частности, пишут: «Другая тема, которая нуждается в правительственном аудите - начисление и выплата дивидендов государству как собственнику контрольного пакета акций в крупнейших российских корпорациях.
Это процесс регламентирован полностью под западные стандарты, что приводит к абсурдной ситуации. Ее суть - Газпром и Роснефть уменьшили прибыль акционеров за 9 месяцев на отложенные налоговые обязательства. Причём сделали это обе компании на примерно одинаковую сумму - по 0,2 трлн.рублей каждая… Все в соответствии с международными стандартами, за соблюдением которых строго следят аудиторы, согласованные Минфином. У Газпрома это ФБК , у Роснефти - Б1, он же "ЦАТР-аудиторские услуги» он же экс-Эрнст энд Янг.
Все - перелицованные воспреемники известных зарубежных контор, не раз уличенных в неблаговидной деятельности в связи с доступом к негласной и конфиденциальной информации, касательно движения финансовых и товарных потоков стратегических госпредприятий».
Комментировать я не буду, но это означает, что, судя по всему, правительство возьмётся за Минфин серьёзно. Причём не в политическом поле, где это сложно сделать, а в поле аппаратном, где у Мишустина, которому формально подчинён Минфин, свободы куда больше.
Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше. Но если моё предположение о том, что некие полномочия Мишустину даны, то мы достаточно скоро увидим ещё много нового и интересного. И — полезного с точки зрения интересов российской экономики.