Алексей Белов
«Взаимное прекращение ударов по объектам энергетической инфраструктуры может стать первым шагом к завершению горячей фазы войны», — вот такую нетривиальную сентенцию озвучил Зеленский в интервью британской The Financial Times.
«Мы увидели во время первого (мирного) саммита, что может быть принято решение по энергетической безопасности. Другими словами: мы не нападаем на их энергетическую инфраструктуру, они не нападают на нашу. Может ли это привести к концу горячей фазы войны? Я так думаю», — заявил глава киевского режима, продолжая фантазировать на тему собственного «плана перемоги».
Вот только на «перемогу», сиречь победу, всё это не больно-то похоже. Скорее, на попытку сдать назад — да-да, всё как в известной песне про фраера — после того, как стало очевидно, что курская авантюра не только не принесла желаемых украинским руководством результатов (Запад не дал согласие на удары по территории России натовским ракетами), но и напротив — значительно приблизила момент капитуляции украинского режима.
Упоминание Курска в контексте энергетики Украины отнюдь неслучайно. И дело вовсе не в сохраняющейся до сих пор угрозе теракта против Курской АЭС (одной из целей курской авантюры Зеленского). Дело в том, что вторжение ВСУ на «каноническую» территорию РФ стало «чёрным лебедем», обнулившим достигнутые уже практически договорённости, суть которых в беседе с журналистами FT раскрыл накануне сам бывший украинский комик.
Как писали тогда многие западные издания, Москва и Киев тайно согласовали отказ от взаимных ударов по объектам энергетической отрасли: мы — по украинским ТЭЦ и ТЭС, а они — по нашим НПЗ.
В руководстве РФ до поры до времени сам факт подобных переговоров предпочитали активно отрицать, но в определённый момент в одном из своих пламенных постов в «телеге» проговорился Дмитрий Медведев, и с тех пор больше никаких комментариев на эту тему не было. Нет их и сейчас.
Этим молчанием и воспользовалась украинская сторона, раскручивая тему прекращения обстрелов объектов энергетической инфраструктуры как оригинальное предложение о переходе к мирному процессу, каковым оно на самом деле не является.
Более того, как справедливо пишут украинские тг-каналы, Зеленский таким образом фактически умоляет Кремль пощадить украинскую энергетику, поскольку небезосновательно опасается, что в противном случае Украина не переживёт зимних холодов, а местное население, измученное новыми блэкаутами, может выйти на стихийные акции протеста с требованием немедленного мира.
То, что этот вопрос имеет для Банковой поистине критическое значение, доказывает факт недавних переговоров между Украиной, Словакией и Азербайджаном, в ходе которых Киев фактически выдвинул ультиматум: если хотите, чтобы ваш газ продолжал идти транзитом по украинской трубе — договаривайтесь с Москвой о недопустимости обстрелов объектов энергосистемы Украины.
Что ж, поняв в основных чертах мотивацию Зеленского, подумаем и над возможной реакцией России.
Чисто гипотетически Кремль мог бы согласиться на подобное предложение, но есть два существенных «но», препятствующих такому согласию.
Во-первых, предыдущие переговоры потому и были тайными, что российская власть не хотела лишний раз афишировать странный характер этой войны, когда мы тут воюем, а тут не воюем. Хватит и того, что мы продолжаем гнать газ по украинской трубе. Таким образом, открыто соглашаться на подобный размен Москва не захочет.
И, во-вторых — не в характере Путина давать заднюю после того, как его предложения были отвергнуты столь хамским образом. Как известно, любое новое предложение по урегулированию украинского кризиса от нашего президента всегда хуже с точки зрения условий для противоборствующей стороны, чем предыдущее. Это даёт нам надежду на то, что сделки не будет. И это хорошо, поскольку мы, по сути, имеем все возможности «погасить» Украину практически полностью, а это однозначно ускорит падение киевского режима как на фронте, так и в тылу.
Собственно говоря, об этом заявляют сами украинские эксперты.
«Энергетический кризис на Украине полностью зависит от желания России. Так, если Кремль решит отключить Украину полностью от рубильника, он это сможет сделать в течение недели. ВСУ не сможет противостоять этому, так как постоянно ощущается дефицит систем ПВО и боеприпасов к ним», — пишут украинские СМИ.
По словам экс-министра охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины Юрия Костенко, в случае российских ударов по подстанциям около АЭС, которые передают сгенерированную электроэнергию в сеть, на Украине наступит блэкаут.
«Если они будут повреждены, то остановятся АЭС, последствия с точки зрения безопасности ядерной или радиационной неизвестны. Не говоря уже про блэкаут на Украине», — убеждён Костенко.
По мнению его коллеги, директора Центра исследований энергетики Александра Харченко, ситуация выглядит ещё хуже, и для того, чтобы полностью «погасить» Украину, ВС РФ будет достаточно поразить всего лишь одну высоковольтную подстанцию на АЭС в условиях наступления мороза.
«Зимой из-за нехватки генерации и недостатка генерационных мощностей мы практически без вариантов будем иметь 8—10 часов ограничений в сутки. Даже при условии, что всё у нас будет хорошо, не будет дополнительных атак. При температурах –10 и, не дай бог ниже у нас точно будут очень серьёзные ограничения», — отмечает Харченко.
Кроме того, стоит отметить, что активное педалирование энергетической темы в западных СМИ как бы намекает на то, что они опасаются подобного развития событий.
Сколько бы ни говорили о готовности в целом определённых кругов на Западе к переговорам, вести их они хотят исключительно на своих условиях, а для этого им нужна не капитулировавшая Украина, чего будет сложно добиться, если мы её таки «погасим».
Полагаю, в Кремле это тоже понимают. Кстати, говоря о позиции наших партнёров по БРИКС, многие из которых активно рекламирует свой мирный план, я бы предложил вспомнить вчерашние слова индийского премьера Моди, в очередной раз пожелавшего, чтобы конфликт побыстрее закончился, и начался мирный процесс.
«По поводу продолжающейся войны... Мы регулярно находимся в контакте. Как я сказал и раньше, мы считаем, что проблемы должны решаться мирными способами, и мы полностью поддерживаем скорейшее установление мира и стабильности. Во всех наших усилиях мы отдаём приоритетное значение человечеству, и мы готовы оказать любое возможное содействие и в будущем», — подчеркнул индийский гость.
«Скорейшее установление мира и стабильности» говорите? Ну, так обрушение украинской энергетики — это самый «бескровный» способ приблизить конец войне, так что даже по этой причине нет никакого смысла идти на поводу у прихотей Зеленского.