Даг Кейси — Doug Casey — всемирно известный инвестор. Был приглашенным гостем на NBC News и CNN, многих других радио- и телешоу, и о нем писали такие издания, как Time, Forbes, People и Washington Post.
Американцам советуют запасаться крупой, туалетной бумагой и золотом
Президентские выборы 2020 года сопровождались обвинениями во всевозможных махинациях. Что произойдет на этот раз? Будут ли оспариваться результаты выборов?
Предвыборные споры — явление не только нынешней эпохи. На выборах 1960 года мэр Чикаго Дэйли вбрасывал бюллетени, и благодаря этому Кеннеди смог победить Никсона с минимальной разницей в голосах.
История повторилась, когда в 2000 году Буш-младший баллотировался против Эла Гора. Вопрос об отрыве в голосах решил брат Джорджа — Джеб Буш, который в тот момент был губернатором Флориды. Он сыграл критически важную роль в победе Буша, и выборы ем-то напоминали Латинскую Америку.
Вы помните, как в 2016 году Хиллари ныла и жаловалась, что Трамп украл у нее победу. Это должна была быть «ее очередь». Может быть, вы помните, что я поставил на победу Трампа в 2016-м вопреки всему. Я даже заключил джентльменское пари на 100 унций серебра с моим другом Марином Катусой — и выиграл.
Жалобы Трампа на мошенничество в 2020-м никого не удивляют. Но, хотя главные СМИ всё отрицают, я думаю, что Дональд прав. Я тогда написал статью, затруднявшую демократам путь к победе, исключительно на основании обвинений в мошенничестве.
Итак, чего я жду в этом году? Предположим, существует вероятность менее 100%, что выборы пройдут более или менее как обычно. Я, конечно, надеюсь, что у нас не возникнет какой-то чрезвычайной ситуации, которая их задержит или отменит, но твердо рассчитывать на это нельзя.
Уже говорилось, что мы находимся на пороге гражданской войны. Неважно, какая сторона победит: их противники почувствуют горечь и, возможно, ярость. Проигравшие будут всеми способами оспаривать результаты.
Демократы и республиканцы, действительно, презирают друг друга и, похоже, не способны на культурный диалог. Это уникальная ситуация на памяти нынешнего поколения. И взаимная враждебность не сглаживается, а усугубляется.
Каков основной культурный прогноз для Америки после выборов?
Лучшая аналогия для сегодняшней Америки — Китай конца 1960-х. США переживают культурную революцию, направленную на устранение всего традиционного.
Китайская культурная революция была направлена на избавление от четырех вещей: от старых обычаев, старой культуры, старых привычек и от старых идей. Пять лет назад я написал статью, в которой обсуждал эту революцию и то, почему Трамп проиграет в 2020 году. Настоятельно рекомендую ее прочитать.
Воукистская революция, которая разворачивается сегодня, во многом похожа на происходившее в Китае. Не в последнюю очередь она подразумевает интенсивный радикализм в университетах, который продвигают правительство и СМИ.
Предполагаю, что, если некоторые и выступают против такой революции, их может быть слишком мало и сейчас может быть уже слишком поздно. Проблема в том, что у этих людей нет здравой альтернативной философии, вокруг которой можно было бы сплотиться. Они просто против того, что им не нравятся, но они не придерживаются никаких последовательных убеждений, которые можно было бы активно продвигать.
Хуже того, противники воукизма готовы принять многие из его основных моральных принципов. Люди просто думают, что эти принципы слишком далеко заходят. Зло и откровенную деструктивность в них уже не видят. Хуже того, многие из противников революции воукизма хотят навязать вместо него свой собственный вид авторитаризма.
Позвольте мне еще раз подчеркнуть: я надеюсь на победу Трампа не потому, что он станет решением проблемы. Это не так. У него нет серьезных философских, экономических или политических убеждений. Но, по крайней мере, это культурный консерватор, который не хочет разрушить суть того, что осталось от Америки.
Каков основной геополитический прогноз для послевыборной Америки?
Армия США — единственная организация, которая все еще относительно хорошо работает и пользуется уважением у населения.
Правда, с течением времени она функционирует все хуже. Рядовым внушают всевозможные безумные идеи, а белых мужчин с традиционными взглядами активно переубеждают. Высшие офицеры теперь, в основном, занимаются саморекламой.
Армия США напоминает гигантский молот. Ежегодно на нее уходит около триллиона долларов государственных расходов. А, как известно, если у вас из инструментов только молоток, всё вокруг похоже на гвозди.
11 очень дорогих авианосных ударных групп ВС, которые правительство США держит в иностранных водах, не имеют никакого отношения к «обороне».
В лучшем случае, это заманчивая помеха, которая провоцирует местных жителей и напрашивается на неприятности. Если эти группы использовать для активного решения какой-то проблемы, с большой вероятностью какая-то часть пойдет ко дну.
Мой прогноз таков: мы приближаемся к Третьей мировой войне, хотя никто не может точно предсказать ее время и место. Газа и Украина — очевидные кандидаты на то, что со стороны США ситуация выйдет из-под контроля. Но учитывая, что по всему миру разбросано несколько сотен американских военных баз, есть еще немало мест, где может разразиться событие типа «черный лебедь», причем птичка будет размером с птеранодона.
Каков основной финансовый прогноз для Америки после выборов?
Процентные ставки, т.е. цена денег — самый важный инструмент. И, как ни странно, именно им больше всего манипулирует ФРС.
Процентные ставки по-прежнему намного ниже, чем они «должны» быть, учитывая, в каком объеме наш ЦБ (ФРС и коммерческие банки) выпускает доллары.
Повышение процентных ставок неизбежно начнется после примерно 40-летнего периода спада, с 1982 по 2022 год. В последний раз ставки достигали пика в районе 15−20% в начале 1980-х. В 2022-м они достигли низшей точки. Скорее всего, теперь они будут в течение многих лет расти, вне зависимости от желаний ФРС и правительства США. Более высокие реальные ставки необходимы, чтобы сдерживать потребление и спекуляции, стимулировать сбережения для восстановления капитала страны.
Более высокие процентные ставки усложняют экономическую ситуацию (в краткосрочной перспективе) и работают против фондового рынка. Я не знаю, когда всерьез начнется медвежий рынок, но в плане золота, то есть реальных денег, мы уже сейчас на стадии медвежьего рынка.
Моя рекомендация: вообще избегайте облигаций и акций. Недвижимость, если уж на то пошло, тоже опасна, особенно с ростом процентных ставок. Вы не можете ни купить, ни продать большую часть недвижимости без ипотечных денег, она останется дорогой и еще сильнее подорожает. Налоги на имущество вырастут — это результат того, что большинство государственных и местных органов власти близки к банкротству.
Какие меры предосторожности стоит предпринять, что будет выгодно?
Переходите на ликвидные активы. Будьте наготове и отложите про запас предметы первой необходимости, которых хватит на несколько месяцев — на случай, если ситуация станет сложной.
Накопления делайте в золоте, серебре и биткоинах. Постарайтесь отточить навыки спекулянта, потому что рынки станут хаотичными. В какой-то момент они начнут то расти, то падать, как лифт с сумасшедшим лифтером — и, на самом деле, это очень хорошая аналогия для того, что сейчас творится в мире.
При всем моем оптимизме в отношении золота и большинства товаров потребления внимание общественности привлекут акции ресурсных компаний. Младшие производители и девелоперы могут подняться в 10 раз, как это произошло за последние полвека уже раз пять.
Учитывая все вышесказанное, нас ждут, как сказали бы китайцы, «интересные времена».
Перевод Анны Полуниной