Хазин Михаил
Для начала — краткая справка: Совет по изучению производительных сил (СОПС) — научно-исследовательское учреждение при АН СССР (1930—1960), Госплане СССР (1960—1992), впоследствии при Министерстве экономики и Министерстве экономического развития РФ.
Совет по изучению производительных сил был создан в 1930 году в составе АН СССР, на базе Комиссии по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС), организованной во время Первой мировой войны, в 1915 году, при Императорской Санкт-Петербургской академии наук для изучения природных ресурсов страны и Комиссии экспедиционных исследований АН СССР (существовавшей в 1928—1930 годах).
Поскольку я в 90-е годы работал в Министерстве экономики, то могу сказать, что созданный ещё до Революции СОПС задвигали всё дальше и дальше. Собственно, какое дело либералам до производительных сил, они же убеждены что «невидимая рука рынка всё порешает».
Возможно, это верно для США, в которых президент Байден всё время эту самую невидимую руку всё время пожимает, хотя и тут история с Боингом и другими компаниями наводит на размышления, но у нас-то это точно не так. К сожалению, движения в правильном направлении не наблюдалось, тема кадровой политики в экономике была прочно задвинута на дальнюю полку.
И вот, что-то случилось в нашей стране. На оперативном совещании главы правительства Мишустина со своими заместителями произошло удивительное, но чрезвычайно знаковое событие: было объявлено, что утверждена методика формирования прогноза потребности экономики в кадрах. Ну, то есть давайте уж смотреть правде в глаза — прогноз развития производительных сил в крайне важной своей части.
Значение этого документа не исчерпывается его содержанием, которое, безусловно, важно, поскольку на основе информационных технологий предлагает управленческие решения с целью подготовить оптимальное количество специалистов по алгоритмам нового технологического уклада — следующего этапа постиндустриальной экономики, компенсируя демографические провалы развитием робототехники и новейших средств производства. Но это ещё не всё.
Прогноз рассчитан на реализацию в течение пяти лет. Это означает, что правительство готово изменить подчинённые бухгалтерии (Минфину) принципы трёхлетнего планирования и заменить их на более длинные. Да, до 15-20 лет, сроки стратегического планирования советских времён, пока не дошли, но хотя бы по одному направлению начали переходить от голой тактики (которая всегда отвечает представлению о жизни бухгалтеров) к, хотя бы, среднесрочному планированию.
Разумеется, либеральная команда (и в правительстве, и за его пределами) примет все возможные меры, чтобы утопить эту работу в саботаже. И не допустить расширения планирования на другие сферы деятельности отечественной экономики. Но тут уж Мишустину не привыкать, сколько я писал о том, как он воюет с либеральной командой.
Ну а, возвращаясь к СОПСу, хотелось бы отметить, что кроме кадров есть ещё и оборудование, и технологии и очень бы хотелось, чтобы их развитие тоже планировалось на достаточно продолжительное время. И, возможно, имеет смысл поднять статус СОПСа, например, подчинив его премьер-министру именно как орган стратегического прогнозирования. Институты РАН, конечно, частично такую задачу выполняют, но у них есть свои недостатки, специфику аппаратной жизни правительства они не знают совсем.
Вообще, логика либералов, которые любые исследовательско-прогнозные функции правительства вытравляли калёным железом, должна быть прекращена. Деятельность правительства — это не только приватизация и распил бюджетов, это нечто совсем другое. И пора этот смысл в деятельность правительства активно возвращать, будем надеяться, что эту сторону своей работы Мишустин ещё более усилит.