ЕГОРОВА ЕЛЕНА
А также Китай
Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, а Реджеп Эрдоган едет в Сочи. Несколько месяцев Турция безуспешно пыталась зазвать с визитом Владимира Путина. Но в итоге долгожданная встреча 4 сентября состоится на российской земле: Эрдоган больше не может ждать и рассчитывает до саммита G20 и Генассамблеи ООН уговорить Москву вернуться в зерновую сделку. Однако у Путина есть альтернативное предложение.
Владимир Путин и Реджеп Эрдоган последний раз встречались осенью 2022 года на полях саммита ШОС в Узбекистане. Весной 2023 года в Турции прошли президентские выборы, и практически сразу после победы на них турецкий лидер начал анонсировать скорый визит российского коллеги. Путина ждали в Стамбуле сначала в июне, потом в июле и, наконец, в августе. Но так и не дождались. Возможно, в Кремле сочли небезопасной или нежелательной поездку в одну из стран НАТО. Возможно, Эрдоган сам все испортил, вопреки договоренностям выдав Украине командиров «Азова» (запрещенная в РФ террористическая организация). Реальную причину мы, скорее всего, не узнаем. Но как бы там ни было, в дорогу в итоге пришлось собираться не Путину (который, кстати, в этом году еще ни разу не выезжал за границу), а Эрдогану.
Кремль сообщил, что на переговорах в Сочи «планируется обсудить вопросы дальнейшего развития взаимовыгодного двустороннего сотрудничества» и «актуальную международную проблематику». Такая размытая формулировка дает широкий простор президентам. У России и Турции действительно много совместных проектов, а роль Анкары в поставках параллельного импорта, как говорится, трудно переоценить. Однако главной темой переговоров, со всей очевидностью, станет зерновая сделка. Как честно признался министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, встреча Путина и Эрдогана — «это едва ли не последний шанс увидеть возвращение России в черноморскую инициативу».
О том, что турецкий лидер собирается обсуждать с президентом РФ именно реанимацию прежней сделки, а не какую-то ее альтернативу, дал понять в ходе визита в Москву глава турецкого внешнеполитического ведомства Хакан Фидан. На прошлой неделе он провел переговоры не только с Лавровым, но и с Шойгу, что очевидно свидетельствует о попытках договориться о разблокировании украинских портов на Черном море. Напомним, что сейчас Минобороны считает военными целями следующие в них (или из них) суда. И Шойгу, и Лавров заявили турецкому дипломату, что Россия готова вернуться в сделку хоть завтра, но для этого должны быть выполнены ее условия — в частности, обеспечено подключение Россельхозбанка к системе SWIFT, возобновлен заход российских судов с удобрениями и продовольствием в европейские порты, гарантировано их страхование и обслуживание.
По словам главы российского МИДа, на саммите БРИКС в Йоханнесбурге генсек ООН Антониу Гутерриш передал ему очередные предложения, касающиеся озабоченностей российской стороны, однако в них по-прежнему нет никаких обязательств — только «обещания стараться быстрее, стараться активнее». Результаты поездки Фидана в Москву источники в руководстве Турции оценили как малообещающие, Анкара и ООН не имеют возможности выполнить требования Кремля. А идти на уступки российские власти, по их ощущениям, на этот раз не собираются. Впрочем, последнее слово еще не сказано...
В преддверии переговоров на высшем уровне Москва обнародовала встречное предложение, которое российский МИД назвал инициативой самого Владимира Путина и «оптимальной альтернативой черноморской сделки». Речь идет о поставках в Турцию 1 млн тонн российского зерна для переработки и последующей отправки в третьи страны. Зерно планируется отгружать туркам по некой льготной цене. Финансовое обеспечение сделки, как ожидается, возьмет на себя Катар. Впервые этот проект обсуждался 20 августа в Будапеште (Россию там представлял глава Татарстана Рустам Минниханов, Эрдоган и эмир Катара присутствовали лично). Однако договориться на скорую руку, по всей видимости, не удалось. Хотя экономический профит Турции очевиден (она получит дешевое зерно, которое потом сможет перепродать втридорога), политически эта сделка невыгодна Эрдогану, поскольку не подразумевает участия Украины. Анкара неоднократно публично заявляла, что «всегда оказывает поддержку Киеву». А Киев, естественно, выступает против любых договоренностей за своей спиной. Особенно по такой чувствительной теме, как экспорт сельхозпродукции.
Не стоит сбрасывать со счетов и психотип Эрдогана. Очевидно, что он хотел бы явиться триумфатором как на саммит G20 в Нью-Дели (9–10 сентября), так и на Генассамблею ООН в Нью-Йорк (19–26 сентября). Соглашение о вывозе 1 млн тонн российского зерна в этом смысле особых козырей не дает. Ни Байден, ни Шольц, ни даже лидеры африканских стран поражены в самое сердце не будут. А значит, турецкому президенту надо искать подходы к Путину и добиваться возобновления черноморской инициативы (хотя бы временно) и разблокировки украинских портов (хотя бы на дополнительных условиях).
На этом поприще моральную поддержку Анкаре, похоже, готов оказать Пекин. Посол КНР в Турции Лю Шаобин за два дня до переговоров в Сочи заявил, что Китай считает позицию Турции взвешенной и ценит ее усилия в вопросе возобновления зернового коридора. «Проблему необходимо решить до того, как возникнет гуманитарный кризис», — подчеркнул он. Поскольку дипломаты из Поднебесной редко открывают рот по собственной инициативе, можно предположить, что этот месседж посылает Путину сам Си Цзиньпин. Китай, как известно, был главным бенефициаром черноморской инициативы: он приобрел 8 млн тонн из 32,9 млн тонн продукции, вывезенной через украинские порты. И явно рассчитывает на новые поставки.