САМОДУРОВ ВАДИМ, политолог, писатель, руководитель Агентства стратегических коммуникаций
Нынешнее ликование и восторженно-пафосные комментарии большинства публичных спикеров по поводу событий 23-24 июня, безусловно можно считать, нормальной реакцией на пережитой стресс. В минувшую субботу Россия настолько близко подошла к краю пропасти, что радоваться тому, что мы в нее не шагнули – это естественно. Тем не менее, произошедший «военный мятеж», который сейчас предпочитают называть неудавшимся, требует более холодного осмысления и анализа.
Нужно признать, что «военный мятеж» состоялся. Нет никакого «неудавшегося» мятежа. Есть абсолютно беспрецедентное событие, когда частная военная армия без особых усилий взяла под контроль два российских региона и невероятно быстро двигалась к Москве. ЧВК «Вагнер» остановила свой марш не потому, что Росгвардия или Вооруженные силы РФ дали отпор и подавили этот бросок. Нет, армия Евгения Пригожина остановилась в 200 км от Москвы только потому, что так решил ее командующий по итогам переговоров с посредником Кремля, в качестве которого выступил глава соседнего государства (!).
И вся страна (если не сказать – весь мир) наблюдали за тем, как провожало Евгения Пригожина население Ростова. Это было прощание с победителем, но никак не с преступником. И это, пожалуй, один из самых серьезных «звоночков» для власти и для всех тех, кто считает, что можно и дальше пренебрегать интересами и мнением простых людей.
Да, Россия избежала кровавой разборки внутри страны. Но произошел очень серьезный сдвиг «тектонических плит». И в образовавшуюся трещину очень быстро начнут сползать очень многие прогнившие элементы существующей системы. «Трещины на фасаде» еще можно заделать, но фундамент придется как минимум капитально ремонтировать, а лучше менять. Иначе всё «здание» рухнет уже само по себе.
Вероятнее всего, Кремль не будет принимать каких-то поспешных решений «под давлением». Однако уже в перспективе 2-3 месяцев можно ожидать серьезнейших кадровых чисток в армии, спецслужбах, в рядах губернаторов и внутриполитического блока.
Трансфер власти, о котором говорили так долго, получил реальный старт.
Необходимо отдавать себе отчет и ясно понимать, что армия и спецслужбы не просто «проморгали» военный путч и проявили недопустимую вялость и пассивность 23-24 числа. Нет. Значительная часть военных вполне осознанно не захотела воевать с вагнеровцами, либо молчаливо поддерживала их.
Симптоматично и то, что население страны как минимум не встало на защиту власти и существующей системы. Абсолютное большинство, на котором держится «путинская стабильность», в лучшем случае предпочло занять наблюдательную позицию.
«Марш справедливости», устроенный главой ЧВК «Вагнер», стал реальным стресс-тестом для всей государственной системы, и она его полностью провалила. Бегство из страны в первые часы мятежа целого ряда олигархов и чиновников, являющихся воплощением «вертикали власти» — предмет для отдельного разговора. По сути, все те, кто больше 20 лет находится у государственной кормушки, просто бросили Владимира Путина и оставили его одного разбираться со случившимся «блудняком».
«Военный мятеж» Евгения Пригожина, несомненно, будет иметь серьезнейшие последствия государственной, правовой, военной системы России — и эти последствия будут видны уже в ближайшее время. Ставить точку в этой истории пока рано. Хотя бы потому, что на территории России находится более 20 тысяч бойцов ЧВК «Вагнер», а народ увидел, что Москва дрогнула. «Завершение» мятежа – это промежуточная остановка. Еще не окончена СВО. А впереди у России президентские выборы 2024 года.
Не хочется произносить сакраментальную и банальную фразу «Мы проснулись в другой стране», но случившийся в минувшие выходные «военный мятеж» меняет действительно многое, если не всё.