ШУРЫГИН ВЛАДИСЛАВ, военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба.
Пожалуй, главная конспирологическая интрига прошедшей недели это, просочившиеся в СМИ, некоторые детали переговоров, которые велись прошлой весной в Стамбуле между делегациями России и Украины. Переговоры, как мы помним, были сорваны украинской стороной по настоянию американцев. А затем Зеленский и вовсе отдельным указом запретил самому себе и кому-либо ещё вести переговоры с русскими о мире. После чего эта тема больше чем на год вообще исчезла из повестки.
И вот, на прошлой неделе, фактически, громом среди ясного неба прозвучало заявление президента Белоруссии Лукашенко о том, что в ходе прошлогодних переговоров с украинцами, одним из пунктов готовящегося соглашения было озвучено предложение о некой «долгосрочной аренде» Крыма Россией. Эта информация всколыхнула общественное пространство и целый ряд политиков и чиновников тут же поспешили сделать заявления, суть которых сводилась к двум пунктам. Первый – ничего такого не было! Второй – ни о чём таком не слышали! И, переведя все стрелки на «батьку», его умение создать интригу на пустом месте, информацию поспешили слить в «анриал» и облегчённо выдохнуть.
Но тут, в ходе Петербургского экономического форума, эту же информацию озвучил никто иной, как президент России Владимир Путин, подтвердивший, что переговоры велись, и что проект «Договора о постоянном нейтралитете и гарантиях безопасности Украины» был не просто написан, но и парафирован (получил предварительное одобрение) главой украинской переговорной группы Давидом Арахамией и он поставил свою подпись.
По словам президента, проект содержал 18 статей «о гарантиях», а приложения касаются вооруженных сил «и других вещей»: «Все прописано — до единиц боевой техники и до личного состава вооруженных сил». И, судя по всему, одним из восемнадцати пунктов вполне могла значится и та сама долгосрочная аренда Крыма, на которую, якобы, соглашалась Москва.
Конечно, закономерен вопрос, касающийся судьбы Донбасса в этом договоре. Какой она должна была быть? Тоже долговременная аренда? Или, как, например, в «минских соглашениях» - референдум и «особый статус» в составе Украины? Думаю, что со временем мы узнаем и это.
Очевидно одно – что в ходе этих переговоров Россия, преследуя цель добиться юридических гарантий нейтрального статуса Украины, была, судя по озвученным деталям, готова, не просто откатиться назад в своих изначальных требованиях к Украине, но и, если предположить наличие пункта по Крыму, даже изменить собственную конституцию т.к. на этот момент Крым уже восемь лет являлся частью России, а российская конституция однозначно воспрещает любые уступки национальной территории кому бы то ни было. Фактически, это было бы антиконституционное действие, и оно уже было зафиксировано в парафированном Украиной Договоре!
Приходится признать, что полыхавшая тогда в общественном пространстве буря на тему того, что в Стамбуле готовится, фактическая «сдача» войны и российских национальных интересов, имела под собой достаточно прочную почву. После многочисленных обманов, нарушений Украиной и Западом, (который в новом Договоре в очередной раз брали в «посредники и гаранты») всех взятых на себя договоров и соглашений, Россия снова должна была довольствоваться очередной, ничего не значащей, бумажкой с подписями, и верть, что именно её Украина будет соблюдать, а Запад в лице США, Франции, Германии, будет гарантировать. Что это как не самообман и предательство тех целей СВО, которые незадолго до этого были объявлены?
Оставим за скобками всю аморальность этой истории. Пока мы можем о ней судить только по скупым утечкам. Дождёмся всей полноты картины. Поговорим о другом – причинах, которые вынудили российское руководство на эти переговоры пойти. А они очевидны — огромный просчёт, допущенный при планировании и начале СВО, когда уже через неделю боевых действий стало ясно, что никакой полицейско-миротворческой операции не получится, и что впереди тяжёлая война. Причём, не только и не столько с Украиной, а с коллективным Западом – всей англо-саксонской цивилизацией.
Стало понятно, что российского медведя поймали в старый, но проверенный до того на Ираке и Югославии капкан, «спровоцированной» агрессии. И многим чиновникам в Кремле стало страшно от перспективы грядущего. К большой войне страна была явно не готова. Вот тогда-то, видимо, и возник «мирный план» — как вырваться из капкана малой кровью — договориться с Украиной на условиях, которые устроят обе стороны.
Надо сказать, что для Киева в тот момент ситуация так же выглядела патовой. К долгой войне он был готов ещё меньше Москвы, но тут на сцену и вышли главные «егеря», начатой охоты на русского медведя – американцы и британцы. Именно тогда они раскрыли украинцам свои карты, выложили на стол планы сокрушения России по образцу Ирака и Югославии и убедили Зеленского и его команду идти до конца. Пообещали полную и неограниченную финансовую и военную помощь, а по итогам успешной войны ещё и огромные преференции за счёт России и огромные репарации с неё.
Парафированный Договор был тут же дезавуирован, а украинская делегация улетела в Киев навсегда. И началась большая война, в ходе которой Украина уже потеряла четверть миллиона своих граждан убитыми, в два раза больше раненными, лишилась национальной промышленности, а вся её экономика теперь построена исключительно на дотациях Запада.
Сегодня уже всем очевидно - «иракско-югославский» сценарий с Россией не сработал. После первых критических для нас месяцев войны, Россия начала динамично и мощно перестраиваться на военные рельсы. Её военная мощь растёт, её промышленность развивается огромными темпами, армия укрепляется и развёртывается. И даже, готовящееся почти полгода, украинское наступление, которому предавалось стратегическое значение, которое должно было нанести России крайне важное для Запада и хода войны поражение, судя по всему, завершится бесславно.
Что же, нам остаётся только поблагодарить наших врагов, за то, что они не дали нам отступить, проявить слабость и малодушие, что они заставили нас сражаться. Можно сказать - спасли от бесчестия и позора. Как сказал в своё время Сергей Кургинян: «Враги нас никогда не подводят!» Конечно, они преследовали совсем другие цели и следовали совсем другому плану, но История развивается по совершенно причудливым сценариям. И то, что нас не убивает, то делает крепче!
Но один урок из всей этой истории мы должны вынести и запомнить – «партия измены» никуда не исчезла. Она не убежала за границу и не исполнилась патриотизма и воли к победе. Она просто затаилась в прохладной тиши кабинетов на Старой площади. Затаилась и ждёт своего часа…
PS.
Сохраняется интрига – почему детали прошлогоднего плана вообще оказались в общественном доступе? И тут, лично у меня, есть только одна версия – это сознательное решение Кремля, который этим не только окончательно похоронил любые будущие подобные соглашения, но и поспешил выбить пропагандистский козырь из рук противника – «засветка» выгодных ему пунктов в соответствующей интерпретации могла серьёзно ударить по авторитету Кремля и стать серьёзным разрушительным фактором для национального единства. Теперь этого козыря на руках у противника больше нет!