Хакимова-Гатцемайер Марина, журналист
Когда смотришь старые советские фильмы или семейные фотоальбомы, часто ловишь себя на недоумении: люди ютятся в коммуналках, одеваются скромно, на столе у них – суп да каша, но они – счастливы. Работают споро, веселятся от души. И воспоминания наших стариков – о счастье без роскоши: «Вчетвером в одной комнате жили дружно!», «На прилавках деликатесов не было, зато какие вкусные пельмени мы сами лепили под песни!». Живя в относительной бедности, люди источали внутреннюю гармонию, согласие.
И если взглянуть на актуальную статистику, то страны с самым высоким уровнем благосостояния лидируют и в смысле количества несчастливых людей, самый высокий их процент – в США, Австралии, Финляндии. Почти половину шведов и американцев мучают психические расстройства, а вот у небогатых непальцев, лаосцев и филиппинцев, по данным американского исследовательского центра Statista Global Consumer Survey, проблем гораздо меньше.
Значит, для счастья материального благополучия недостаточно. Высокий ВВП на душу населения не делает народ счастливее, а скорее, наоборот, вызывает массу внутренних проблем. Если взглянуть на современное европейское общество, где царит культ потребления, становится грустно. Зацикленность на комфорте и развлечениях опустошает. Погоня за роскошью, страсть соответствовать «инфлюэнсерам» приводит к неудовлетворенности собой и, как следствие, к психическим расстройствам. Концентрация на материальном лишает самых главных радостей, которые за деньги не купишь. Внутренних опор.
Как об этом писали еще древние философы, дай людям хлеба и зрелищ, получишь идеального раба. Мы все видим, как сейчас эти сытые рабы, чья главная забава – торговый центр, соглашаются с любой ложью, с любым преступлением, с инвалидизацией собственных детей, с фальсификацией истории, с плясками сатанистов на своих улицах. Культ потребления создал послушное стадо с манией величия и кучей комплексов. Спросите европейца: «Зачем ты живешь?». Он обидится, потому что этот легкий вопрос выводит несознательного потребителя на чистую воду: «Чтобы есть и развлекаться». Человек мало чем отличается от животного, которому нужно примерно то же. Встань на задние лапки, получишь сахарок. А современное украинское общество за этот сахарок сейчас и умирает.
За что воюет бравый хлопчик? За немецкие пенсии? За однополые браки? За гей-парады? За самостерилизацию модных экоактивистов? За мягкий хлеб и одурманивающие зрелища? Хлопчик свято верит, что именно это – самое важное в жизни. Или еще проще: «Чтобы у нас все было, и за это нам ничего не было», – любимый тост вороватого инфантильного потребленца. Крайне далекий от реальности. Потому что, как мы знаем, за все надо платить, бесплатный сыр в мышеловке, Бог шельму метит, на воре шапка горит, да и тысячелетние буддистские законы кармы-бумеранга не отменить.
И глупо прикрываться словами «демократия» и «свобода». Западные политики давно используют их лишь в качестве ширмы. Не за благие идеи, а за экономическое и политическое превосходство «гуманно и демократично» превратили сотни сирийских, иракских, да и других городов в руины. А если говорить с точки зрения простого западного человека – за комфорт.
И сейчас, если вдуматься, украинцы воюют с нами не за свободу – то есть жизнь по совести, по душе, а как раз наоборот – за рабское подчинение своему хозяину. За пропагандируемый им гламур против негламурных русских. Против естественных для нас, русских, смыслов. Если не верите, походите по украинским сайтам, блогам, изучите их СМИ. Даже в их речи это заметно. Вавилонское смешение языков, сдобренное грязными ругательствами. На этом странном наречии я не смогла найти ни одного глубокого, философского текста, ни одного материала о высших смыслах и ценностях. Кажется, что новый украинский язык превратился в язык ликующей ненависти, глумления, мелочности и бахвальства.
Лозунг «Я девочка. Я хочу кружевные трусики и в ЕС» – идеально подтверждает все это. Не думать, не чувствовать, не работать. Быть тупенькой девочкой в кружевах. И не важно, сколько тебе лет и какого ты пола. За бесплатный сыр – в мышеловку. И – в огонь русской артиллерии. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – сказано в Евангелии. Сегодня каждый сам определяет, за что бьется его сердце. За тотальную несвободу, которая царит сейчас в Европе? За европейские пособия? Немецкие безработные вам расскажут, как «счастливо» им живется под круглосуточным контролем соцслужб. За немецкие пенсии? Посмотрите на немецких рентнеров, замерзающих зимой в своих домах. Золотое время Европы давно закончилось. Европа меняется быстрее, чем наше представление о ней. А вот вечные законы торжествуют независимо от смены времен.
«При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть. Но только не Родину, господа. Особенно такую, как моя. Россия не вмещается в шляпу!» – это генерал Чарнота авторства киевлянина Михаила Булгакова. Булгаковская же «разруха в головах» – это болезнь ума, не способного отличить навязанное от действительно необходимого. Сытое разодетое тело – не залог счастья. Женщина продается богатому, а любит счастливого – источающего внутреннюю свободу и уверенность в себе. На этом фоне россиянки провожают конвой с гуманитарным грузом в Донбасс. Жена священника показывает антидроновое ружье, рассказывает: «150 тысяч на него со своих пенсий собрали старушки в нашем храме. А моя дочь копила деньги на платье к выпускному, но решила перевести их нашим бойцам. Да, за други своя…».
СВО можно рассматривать и как конфликт между продажным рабом-потребителем и человеком цельным, живущим не по законам рынка, а по законам совести. Дом халявщика, вора – всегда мышеловка. Дом предателя – всегда тюрьма, в которой царствует унижение. Дом хатаскрайника рано или поздно будет захвачен. Сытое безыдейное стадо, разодетое в модные шмотки, послушно идет на убой. Под увещевание вчерашнего комика, западных лживых политиков, под депрессивную песню с недавнего «Евровидения». Конкурса фриков, большинство из которых откровенно кичатся своими модными психическими заболеваниями.
«Европейское благополучие» у них есть, а счастья нет. Потому что идея всегда побеждает материю. Сознание первично. Об этом – все религии. Сон разума рождает чудовищ, разруха в головах приводит к самоликвидации. Не человек для еды и зрелищ. А наоборот. Этим мы и отличаемся от животных. Этим сегодня русские отличаются от своих врагов.