РОДИОНОВ ДМИТРИЙ
Украинцы бегут от мобилизации из-за всех сил, но их ловят и не выпускают из страны
Около 20 человек в сутки задерживают на Украине при попытке незаконного пересечения границы, еще около 150 человек ежедневно получают отказ в выезде из страны, пытаясь пересечь ее законно, заявил спикер государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко.
«Каждый день пограничники задерживают порядка 20 лиц, которые незаконно пытаются пересечь границу. Это за пределами пунктов пропусков и непосредственно на пунктах. Каждый день 120−150 лиц получают отказ в пересечении границы», — рассказал он.
По его словам, стремящиеся покинуть Украину пытаются представить поддельные документы, которые могли бы дать им право на выезд. Такое право имеют мужчины, представившие документ о смерти жены, отца, имеющие троих детей до 18 лет, а также непригодные к военной службе по медицинским показаниям.
Скольким же, интересно, удается выехать? И какими способами они пользуются?
— Из Украины выехало с начала 2022 года не менее 20 миллионов человек, и хотя больше половины из них вернулись назад, все равно за рубежом остаются миллионы граждан Украины, — рассказывает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.
— Что касается того, куда уезжают украинцы, то на первом месте остается Россия, где уже под три миллиона беженцев, на втором месте — Польша и Германия, в каждой из этих стран более чем по миллиону украинцев.
На этом фоне и двадцать и сто пятьдесят человек в день — это не очень заметное количество. Другое дело, что это только те, кому в итоге не удалось выехать. Кого-то все же выпускают — и это по официальным данным десятки тысяч человек в месяц, люди ищут лазейки, в том числе и коррупционные, и стараются их использовать. При этом желающих уехать значительно больше, и если бы не было достаточно жестких ограничений, то речь бы шла, как минимум, о сотнях тысяч, а возможно и о миллионах дополнительных эмигрантов с Украины.
— Безусловно, не все граждане Украины разделяют позицию банды Зеленского и западных кураторов «воевать до последнего украинца», — считает заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин.
— Несмотря на громкие заявления, что «потерь нет», люди видят огромное количество свежих могил украинских военнослужащих.
В настоящее время большое количество граждан хотят завершения этого кровопролития, но их мнение никак не влияет на позицию властей, которые готовы положить жизни еще сотни тысяч мужчин. По этой причине у многих людей просто не остается иного выбора, как бежать из страны. В противном случае их ждет судьба «пушечного мяса», и все это понимают.
Как по мне, цифры значительно занижены. Насколько — сказать точно не могу, но явно не 20 человек в день.
— А отказники? На каком основании им отказывают? Фальшивые документы?
— Сложно объективно дать оценку этому. Однако, думаю, с начала закрытия границ для мужчин 18−60 лет многие из них так или иначе предпринимали попытку сделать фальшивые документы. И, безусловно, некоторые органы власти использовали это как хороший источник дохода.
— Зачем пытаться нелегально перейти? Коррупция же цветет — заплатил и гуляй!
— Не думаю, что попытка подкупить кого-то, чтобы перейти границу, часто завершается успехом. Часто желающие покинуть страну украинцы попадают в уловку, которая их приведет прямиком на фронт или за решетку. Украинским уклонистам гораздо целесообразнее попытаться бежать из страны через неохраняемые участки границы, которых достаточно много.
— Многим ли, по-вашему, удается сбежать из страны? Как это отразится на демографии?
— Не думаю, что многим, но определенному количеству украинцев повезло не стать жертвой амбиций Зеленского и благополучно покинуть страну, пусть и незаконно.
На демографии это отразится, несомненно. Украина уже потеряла около 8 миллионов жителей ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей. Добавим к этому сотни тысяч погибших и пострадавших в ходе боевых действий, а также огромное количество покинувших страну граждан. Украину ждет демографическая катастрофа уже в ближайшее время.
— С каждым днем украинская власть усложняет выезд из Украины мужчинам призывного возраста, — отмечает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Цена фальшивых документов для обоснования права на выезд достигает 8−10 тысяч долларов.
Это и подложные свидетельства о болезни, и фальшивые справки о составе семьи с детьми, и документы на сопровождение близкого родственника-инвалида. Многие этим пользуются и продают документы, фальшивость которых легко проверяется при выезде.
Эти неудачники или легковерные и составляют подавляющее большинство тех, кого задерживают на границе. Самих уехавших намного больше. Тем не менее я сама знаю нескольких человек, жителей Киева и Одессы, которым удалось вырваться из Украины за очень большие деньги. Некоторые, рискуя жизнью, переходят границу нелегально. Конечно, таких смельчаков немного, но в целом страну покинули уже десятки тысяч мужчин призывного возраста, и миллионы уже были за пределами Украины до февраля 2022 года. В прошлом году существовал еще один путь выезда из Украины. Люди выезжали через Запорожскую область, якобы для того, чтобы забрать престарелых родственников из Херсона, а сами после пересечения линии разграничения в Васильевке уже никогда на Украину не возвращались.
— 20 — нелегалы, еще 150 — отказники. Сколько же не останавливают?
— Думаю, основная масса тех, кто имел смелость сбежать из Украины, уже это сделали. Тем не менее, поток желающих уехать еще сохраняется, хотя с каждым днем это все опаснее.
— А многие ли выезжают за взятку пограничникам? Сколько это стоит сегодня? Многие ли могут это позволить?
— Через взятку пограничникам вероятно уезжают только те, кто живет в регионах возле границы. Пограничники могут пойти на это, только будучи уверенными, что это не подстава, и что им не придется в наказание отправляться на фронт. Конечно, существует рынок посредников, но в последнее время этот способ становится все более ненадежным.
Основная часть убегающих все же делают это с помощью купленных медицинских справок и т. п.
— Куда в основном бегут?
— Выезд возможен только в сторону Европы — в Польшу, в Молдавию, в Румынию. Уже оттуда беженцы перебираются в Германию, Великобританию, США или Канаду. Многие из Европы приезжают в Россию.
Главным мотивом бегства, естественно, является желание убежать от войны. Именно поэтому люди уезжают не к кому-то из родственников или друзей, а часто наобум, туда, где есть возможность разместиться и найти хоть какую-то работу.
— Сколько уже людей безвозвратно покинуло Украину с февраля прошлого года? Если такими темпами все продолжаться, как это отразится на демографии? Будет ли гендерный перевес? Сколько населения в итоге останется?
— По данным ООН, Украину покинули около 13 миллионов человек, и это — огромная цифра. В Европе больше всех беженцев приняла Польша — около полутора миллионов человек, Германия — около одного миллиона.
На самом деле больше всех беженцев приняла Россия, по некоторым данным их уже больше 3 миллионов. Но нужно учесть, что ООН таковыми считает жителей Донбасса, Херсона и других присоединенных территорий, а в России эти люди имеют статус российских граждан.
Но какой бы статус не имели бывшие жители Херсона, Каховки или разрушенного Лисичанска, по факту это люди, потерявшие жилье, и вынужденные искать безопасное убежище для жизни.
Безусловно, среди уехавших в Европу преобладают женщины, поскольку мужчинам выехать очень непросто. Но при этом Украина теряет мужчин, которые погибают в рядах ВСУ. Вопрос не в том, сколько людей останется на Украине, а что останется от самой Украины после завершения СВО. Но безусловно то, что состояние демографического кризиса, который переживает Украина, иначе, чем катастрофой, назвать нельзя.