Очередное публичное выступление Дмитрия Медведева не добавит авторитета ни ему, ни российскому правительству
Пресс-секретарь российского премьер-министра Наталья Тимакова 29 марта нынешнего года решила защитить своего шефа от нападок в Сети. В интервью радиостанции «Голос России» она заявила: «Не понимаю людей, которые, условно, в Facebook пишут: «Ну, Димон, ты молодец, зажег». Он вам не «Димон». Он – председатель правительства. Необязательно называть его Дмитрием Анатольевичем, но можно хотя бы «Дмитрий» и на «вы»? Это правила хорошего тона».
Тимакова рассказала, что премьер расстраивается не из-за резкой критики в его адрес, а из-за тона дискуссии: «Если критика конструктивная и по делу, то это вполне нормально. Было достаточно много случаев, когда что-то прочитанное или увиденное заставляло его потом давать какие-то поручения или принимать дополнительные решения».
Лучше бы Тимакова ничего не писала. После ее выступления Сеть мгновенно отреагировала улюлюканьем и новыми порциями матерной брани в адрес Медведева. Один пользователь, некто Sascha Ritscher, как мне кажется, выразил общее мнение: «Каков политик, таково и обращение».
Выступление Дмитрия Медведева на XII Инвестиционном форуме в Сочи вряд ли добавит ему почитателей. Премьер говорил о состоянии дел в российской экономике и мерах, необходимых для развития страны. Ничего принципиально нового он не сказал, а лишь повторил догмы, которые звучали не раз. Удивило количество явных смысловых несостыковок в его словах.
Медведев пообещал, что в ходе подготовки федерального бюджета и сокращения государственных расходов не будут урезаны статьи, связанные с исполнением социальных обязательств государства.
«У нас есть так называемые защищенные статьи, которые не пострадают ни при каком сокращении, во всяком случае, в нынешней ситуации. Это статьи, которые посвящены заработной плате, которая связана с социальными выплатами, с обеспечением основных социальных обязательств государства. И, несмотря на пятипроцентное сокращение, они абсолютно защищены, и никаких сомнений здесь быть не может. Даже если мы больше сократим, мы все равно там все заплатим», – заявил премьер.
Вместе с тем глава правительства заговорил о необходимости отказа от поддержки занятости любой ценой, о том, что людям в случае необходимости надо не бояться менять место работы, профессию и место жительства.
«Безусловно, это очень болезненная тема. Она связана с сокращением неэффективных рабочих мест. И, принимая такие решения, нужно действовать очень взвешенно, одновременно давая людям возможности для повышения квалификации, для освоения новой специальности», – заявил Медведев.
В этих двух заявлениях есть явное противоречие. Непонятно, будет ли государство поддерживать занятость населения и обеспечивать хотя бы минимальный уровень зарплат. Неясно, есть ли у правительства вразумительная программа развития страны на среднесрочную перспективу, из которой хотя бы молодое поколение, выбирающее профессию, могло понять, кто будет востребован через 15-20 лет.
Крупные рекрутинговые агентства предупреждают, что через 7-10 лет работа многих российских промышленных предприятий может быть свернута из-за острой нехватки инженеров. Но почему этой проблемой озабочены кадровики, а не глава правительства? Подтверждает ли Медведев растущий дефицит инженеров? Как себе представляет премьер переобучение и переезд на новое место жительства средней российской семьи? Где сейчас в России есть благословенные места с высокооплачиваемой работой, куда можно было бы переехать, невзирая на массу возникающих бытовых проблем?
Выступая перед губернаторами, Медведев в очередной раз заговорил о проблеме избыточного числа чиновников, признавшись, что она пока не поддается решению.
«Я предлагаю навалиться на эту проблему совместно. Ее можно решить только, сами понимаете, путем чего – путем передачи части полномочий вам, другого варианта просто не существует. Чтобы соответствующие функции были приняты вами для исполнения. А это уже более сложная задача, потому что кто-то готов их принимать, а кто-то – нет», – заявил премьер.
Теперь что, губернаторы будут увольнять федеральных чиновников и сокращать их рабочие места? Или кто должен «навалиться» на решение этой проблемы, раз правительство не справляется, – весь народ? Зачем говорить откровенную глупость?
Тем более что в этом же выступлении Медведев предложил нечто совершенно противоположное. Он заявил, что накануне проведения форума в Сочи подписал указ о создании российского агентства по привлечению инвестиций в регионы. По мнению премьера, эта структура должна стать «службой одного окна прежде всего для иностранных инвесторов, для тех, кто приходит с проектами для среднего бизнеса, от 5 миллионов долларов инвестиций. С другой стороны, оно должно продвигать российские регионы на мировом рынке инвестиций».
Значит, появится еще одна чиновничья контора, которая будет распределять деньги инвесторов по городам и весям. Вот оно, хлебное место, куда можно и нужно срочно устраиваться на работу, не глядя на возможные издержки с переездом и переобучением! Ради такой работы можно бежать даже на край света, теряя по дороге узлы и баулы. Все потом окупится сторицей... Ну а если серьезно, то как могут сочетаться заявления премьера о сокращении чиновников и образовании нового агентства?!
Говорил Медведев и о том, что нельзя сокращать финансирование успешных регионов, а правоохранительные органы не должны мешать исполнению инвестиционных программ. Пообещал премьер, что правительство будет изучать эффективность инвестиционных программ государственных монополий и что заморозка их тарифов будет важна для экономического роста всей страны. Коснулся и любимой темы – необходимости улучшения бизнес-климата в стране.
Все это было сказано Дмитрием Медведевым и его заместителями уже много раз, и ничего из этого списка пока реально не сделано. Перечитывая выступление премьера, становится понятно, что у правительства нет программы выхода страны из кризиса. Все пущено на самотек.
Честно говоря, я не смог заставить себя прочитать отзывы пользователей Сети на очередное выступление Медведева. Ведь Наталья Тимакова совершенно права в одном: уровень дискуссий в интернете у нас явно хромает, а такие речи действительно заслуживают только бранных оценок.