Радикализация сирийской «оппозиции» – это неотъемлемая часть плана США по свержению Асада, уверен эксперт
Маски сброшены – иначе и не скажешь. «Оппозиция» режиму Асада отныне официально разделена на «конструктивную» и «радикальную». Часть военизированных формирований из числа воюющих с сирийскими правительственными войсками раскрыли карты: они воюют с Асадом, но не заодно с «умеренной» Сирийской национальной коалицией, а порознь.
Официально ставшие членами радикальных движений «Джабхат ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» и «Лива аль-Таухид» боевики таким образом дали своеобразную гарантию, что даже со свержением Асада война за власть в Сирии не прекратится. Конечно, это секрет Полишинеля, но отныне об этом заявлено совершенно четко, что не допускает каких-либо удобных толкований.
Да, такое должно было произойти рано или поздно, и вдумчивые эксперты еще загодя предупреждали в том числе и Белый дом, что радикальные исламисты – это принципиально неуправляемая сила, что конструктивное сотрудничество они не признают в принципе, не считая каких-то совсем незначащих микроскопических уступок. По сути, это те, кто в 2001 году взрывал башни-близнецы в Нью-Йорке, и против которых Америка, собственно, и объявила свой «крестовый поход». Но логика американских правителей современности – это феномен, заслуживающий отдельного изучения: пусть рухнет мир, но утвердится «исключительность» «благословенной» Америки. Да-да, очень вовремя американский президент вдруг заговорил об «исключительности» США.
Такая логика американской администрации привела в итоге к тому, что сирийскую ситуацию теперь можно со всеми основаниями считать патовой. Те, кто решил «навести порядок» в Сирии, наверняка еще будут утешать себя, называя неуправляемую радикализацию боевиков «издержками», пеняя на загадочность восточной души. Это мы в России знаем испокон веков, что «Восток – дело тонкое», что это – совсем иная цивилизация, живущая по своей системе координат, но западный мир за последние годы, очевидно, оскудел настоящими интеллектуалами (не теми, что обеспечивают технический процесс) и даже собственные ошибки, буквально вот-вот совершенные в том же Египте или Ливии, признавать не желает, не считая их таковыми. Ну что ж, пусть это будет «демократией» в истинном американском понимании. Зато другим в назидание.
И надо же ведь было «воинствующим оппозиционерам» заявить во всеуслышание о своей радикализации именно сейчас, когда сольную партию начала исполнять международная дипломатия! Что-то подсказывает, что исламистские радикалы не согласны с предложенным Владимиром Путиным сценарием спасения Сирии и уж точно вряд ли будут спрашивать совета даже у своих бывших соратников.
В беседе с обозревателем KM.RU вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов отметил, что анонсированный частью сирийской «оппозиции» демарш не противоречит текущим планам Запада по свержению Асада:
– Анализ обсуждаемого сейчас раскола в рядах сирийской «оппозиции» нужно начать с правильного определения терминов. Против власти Асада на самом деле воюет никакая не оппозиция, а именно боевики, прочно связанные с внешними относительно Сирии силами, и они представляют разные интересы. Интересы Запада состоят в том, чтобы заменить действующую власть во главе с Асадом на некую компрадорскую группировку, которая безропотно исполняла бы волю Запада, а не отстаивала интересы сирийского народа. Интересы крупных сил исламистов воплощены в идее «Великого эмирата», которая предполагает объединение определенных исламских сил.
Разумеется, что ни те, ни другие интересы ни в коей мере не совпадают с интересами самого сирийского народа. Ведь и в том, и в другом случае страна будет разорвана на части, и мирная жизнь там не только не воцарится, но и вовсе останется в далеком прошлом.
Я полагаю, что нынешняя тактика Запада по Сирии нацелена, судя по всему, на то, чтобы максимально затянуть тамошний конфликт. Очевидно, что изначальный план Запада провалился, сирийская армия действовала активно и дело шло к победе. Тут-то и случилась эта провокация с химическим оружием, которая была инициирована, конечно же, не Башаром Асадом. Запад ищет способы не допустить триумфа Асада – и вот мы становимся свидетелями разного рода новых громких заявлений, демаршей, которые должны прежде всего позволить Западу собраться с силами и приступить к реализации нового плана по Сирии.
– Но, быть может, есть шанс, что перспектива иметь в будущем дело не с управляемой оппозицией, а с явно недоговороспособными фанатами бен Ладена как-то остановит Вашингтон?
– Напугать Вашингтон это вряд ли может. Дело в том, что в принципе идея Большого Ближнего Востока как таковая предусматривает создание социального хаоса на большой территории. Она предусматривает перекройку государственных границ во всем регионе, искоренение местных национальных элит с их заменой на лояльные. Так что все эти радикальные заявления – по плану. Вашингтон они явно не обескуражили.
Согласно их плану, Сирия, управляемая лояльной властью, в роли миротворца устанавливает новый мировой порядок. И я думаю, что в данном случае речь идет о новом этапе войны, и вполне возможно, что Вашингтон это поддерживает, так как это вполне соответствует его планам, а значит, по определению не может ни испугать, ни остановить.