Власти обещают рост, но при условии улучшения делового климата и снижения внешних рисков
Когда против нас все, мы точно выстоим. У нас это в крови, в характере. В такой счастливый исход все еще хочется верить, но закрадываются сомнения.
За последние два дня сразу две международные организации – Всемирный банк и Международный валютный фонд – напророчили нам неизбежную рецессию. Мол, Россия почти исчерпала потенциал развития, безработица скатилась до одного из самых низких уровней за всю историю, а загрузка производственных мощностей – на худшем докризисном уровне. Но не все так плохо, пока в наших министерствах работают оптимисты. Словно в пику заморским прогнозам, министерство экономического развития заявило, что у России имеется драйвер роста. Это инвестиции.
В своем обновленном макроэкономическом прогнозе на 2014-2016 годы ведомство обнадежило, пояснив, что улучшение делового климата и снижение внешних рисков неминуемо приведут к сокращению оттока и возобновлению притока денег с 2016 года. Дальше все логично: предприятия за счет растущего спроса увеличат собственный спрос на кредиты, Центробанк снизит ставки, что ускорит рост кредитования компаний с текущих 14 до 16-17% в 2014 году. Заемные средства пойдут на инвестиции в повышение конкурентоспособности продукции и импортозамещение, пишут «Ведомости». Тут на сцене появляется государство, вкладывая нефтерезервы в инфраструктурные проекты, такие как высокоскоростная магистраль Москва – Казань, развитие БАМа и Транссиба, ЦКАД.
Минэкономразвития допускает, что со временем возможны некоторые коррективы базового сценария. Предусмотрительно! Впрочем, это никак не меняет радужной картины ближайшего будущего: аналитики ведомства заверяют, что приток инвестиций произойдет даже в силу технических причин. «Газпром», на долю которого приходится почти 10% всех капитальных вложений, завершил строительство «Северного потока» (обошлось почти в 9 миллиардов евро) и сократил инвестпрограмму на треть. К тому же государство завершило ряд мегастроек, в числе которых объекты к саммиту АТЭС во Владивостоке (21,5 миллиарда долларов), Универсиады в Казани (4,5 миллиарда долларов).
В целом условия, предложенные экономическим ведомством, практически точь-в-точь повторяют идеи министра Алексея Улюкаева, высказанные на июльском заседании кабинета. Только тогда это звучало в форме «надо». Однако с тех пор кое-что изменилось: не далее как в конце августа чиновники министерства более чем вдвое увеличили прогноз по оттоку в этом году – с 30 до 70 миллиардов долларов.
Можно ли после этого рассчитывать на резкую смену настроений, на улучшение климата, когда не только иностранные, но и отечественные инвесторы не хотят вкладываться во внутренний рынок?
Независимые эксперты сильно сомневаются в возможности резких перемен. Они полагают, что отток капитала в ближайшие годы не прекратится, а притока и ждать не стоит.
«Бизнес инвестирует часто не туда, где есть рост, а главное – есть прибыль. Она же у нас сейчас – минус четверть, минус треть по отдельным секторам, – говорит главный аналитик АФК «Система» Евгений Надоршин. – Наша привлекательность накануне кризиса 2008 года оказалась лишь сырьевой производной от способности китайской экономики расти. Там теперь темпы роста упали с 10 до 7% с вероятной тенденцией замедления. Россия не воспринимается комфортным местом для инвестиций. Никто не верит, что наши резервы способны сохранить стабильность при падении цен на нефть. Жирную черту под этой верой подвел кризис 2008 года, когда российская экономика упала сразу на 8% – больше, чем в других странах ОЭСР и в большинстве стран мира».
По мнению эксперта, бороться нужно не с оттоком капитала, а с коррупцией. Часто отток обеспечивает не сам чиновник: для него все делает бизнесмен. Схожего мнения придерживается руководитель Фондового центра ВШЭ Николай Берзон: «Бизнес идет туда, где есть перспективы роста, есть возможность зарабатывать прибыль. Бизнес не доверяет государству, государство – бизнесу: кризис доверия. Все понимают, что с властью надо дружить, без этого развития бизнеса не будет. Если в 90-х годах бизнес захватывали бандиты, то сегодня – силовики».
В беседе с обозревателем KM.RU генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов назвал попытки правительства оздоровить экономику «полумерами»:
– Задача бизнеса не в получении льготного кредита, а в получении прибыли. А для этого важен не только деловой климат, цифры или борьба с коррупцией, декларируемая или реальная, но важно настроение человека – верит он или не верит в возможность получения прибыли. Могу сказать, что в среде предпринимателей и бизнесменов с конца 2011 года оптимизм фактически иссяк. Где угодно люди видят приложение своих сил с точки зрения бизнеса – в Прибалтике, Чехии, но не у нас в стране. Это важно! Цифрами играть можно до бесконечности, а на выходе мы получаем сокращение числа мелких предприятий. Только представьте, если в России по состоянию на конец 2012 годы было миллион малых предприятий, со штатом пусть даже 10 человек! Это 10 миллионов человек, которые сейчас фактически вынуждены думать: а чем дальше заниматься?
– К чему может привести ситуация, сложившаяся в России?
– По-моему, не за горами настоящие социальные потрясения. Государство никак не может ни на что решиться. А проводить настоящие реформы убийственно для сегодняшних властей. Это означает расписаться в несостоятельности. Этого никто не хочет. Поэтому начинается латание тришкиного кафтана: 100 миллиардов рублей хотят собрать через пенсионную реформу, 100 миллиардов «отжать» у бизнесменов. Но это – полумеры, они не будут работать. Это опять лечение симптомов, а не болезни. А значит, проблемы будут нарастать. Но в этом есть и польза: рано или поздно, как при любом серьезном заболевании, наступит жесткий кризис, и за ним – смерть или выздоровление.