Над США снова нависла угроза дефолта. Ослабление ажиотажа вокруг скорого сворачивания ФРС программы количественного смягчения QE3 и снижение риска начала войны в Сирии обнажили старые и весьма серьезные проблемы.
На первый план снова вышла угроза технического дефолта: США обанкротятся "не позднее 17 октября", если не будет поднят потолок госдолга, сообщил накануне в письме к Конгрессу министр финансов Джейкоб Лью. Чтобы избежать дефолта, в течение последних месяцев принимаются чрезвычайные меры: в частности, приостановлены отчисления в пенсионные фонды для государственных служащих.
Несмотря на то что сама возможность дефолта страны с самой крупной в мире экономикой выглядит практически невероятной, эксперты не могут исключать и такого исхода. Так, ко мнению аналитика Guggenheim Securities Криса Крюгера, вероятность этого составляет 40%. Дефолт станет следствием невозможности выполнения обязательства по расходам, финансируемым напрямую из госбюджета.
Отсутствие утвержденной финансовой политики США и угроза дефолта способны привести к приостановке ряда программ и реформ, продавленных американским президентом, в первую очередь – медицинской.
Не менее серьезной проблемой является угроза остановки работы правительства, если бюджет не будет сверстан и утвержден к октябрю. А это уже чревато тяжелыми не только экономическими, но и политическими последствиями.
Между тем администрация Обамы полна уверенности в том, что повышение потолка заимствований все-таки будет достигнуто. Контролирующие нижнюю палату Конгресса республиканцы ставят одним из условий своего голосования за повышение потолка годовую отсрочку введения "индивидуального мандата" – положения, которое вступает в силу в 2014 г. и обязывает граждан США приобретать медицинскую страховку под угрозой штрафа.
Медицинская реформа воспринимается как одно из главных детищ Барака Обамы на посту президента, в наибольшей степени раздражающих республиканцев. Трудно поверить, что глава государства собирается поддаться давлению и принять условия оппонентов, тем самым войдя в историю как президент-неудачник.
Обострение противоречий вокруг программ Обамы и госдолга уже возникало летом 2011 года. Тогда конгрессмены также достаточно долго пытались договориться, но, в отличие от сегодняшней ситуации, у участников противостояния было желание прийти к соглашению. Сегодня обе стороны жестко стоят на своем, и поводов для консенсуса пока не просматривается. Дело усугубляется тем, что авторитет Обамы и популярность его программ начинают снижаться.
Обострившаяся политическая борьба теоретически может привести к тому, что республиканцы решатся на крайние меры и просто "прокатят" повышение потолка госдолга. Это может быть сделано для того, чтобы максимально дестабилизировать ситуацию для перехвата политической инициативы.
Готовы ли республиканцы на такие действия на самом деле, не известно. Пока можно с уверенностью сказать лишь одно: если технический дефолт все-таки состоится, связанные с этим негативные экономические последствия могут перевесить все политические приобретения, добытые противостоящими сторонами.