Мэрия станет платить работодателям, которые совместно с вузами будут обучать студентов. Об этом «Известиям» рассказал заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. Власти рассчитывают, что благодаря этому выпускникам станет проще найти работу, а город получит грамотных специалистов в областях, где сейчас дефицит кадров.
Вице-мэр пояснил, что размер субсидий и общая сумма, которую Москва сможет выделить из бюджета, еще не определены. В первую очередь работодатели смогут получить деньги за обучение тех специалистов, которых не хватает и городу.
— Например, у нас нехватка инженеров, — сказал Леонид Печатников. — Инженерная профессия в последние годы потеряла свою престижность.
Предполагается, что быстрее всего наладить диалог власти смогут с госкорпорациями, некоторые из которых и сейчас сотрудничают с вузами бесплатно.
Как писали «Известия», ранее город решил предоставлять субсидии предприятиям, которые берут на себя нагрузку техникумов и колледжей. Планируется, что половина учебного процесса в среднем профессиональном образовании будет проходить в аудиториях, половина — на площадке работодателя.
— В высшем образовании будет аналогичная система, — сказал вице-мэр. — Мы хотим, чтобы работодатели начали отслеживать своих будущих сотрудников буквально с первых курсов.
По его словам, сотрудничество вузов и работодателей позволит завершить создание «социального лифта». Поскольку многие сады и школы были объединены в образовательные комплексы, школьные учителя могут проводить занятия с детьми из старших групп. Вузовские преподаватели, в свою очередь, начинают вести занятия у старшеклассников в рамках системы предуниверситариев. Работодатели, обучающие студентов, должны, по замыслу властей, стать последним звеном в цепочке.
По этому вопросу мэрия ведет переговоры с Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей. Как рассказала председатель организации, депутат Госдумы Елена Панина, сейчас студентов вузов на своих площадках обучают предприятия, которые входят в госкорпорацию «Ростехнологии», Объединенная авиастроительная корпорация, компанию «Парижская коммуна». Компании сотрудничают с МАИ, МГТУ имени Баумана, Московским государственным индустриальным университетом. В результате они получают новых сотрудников, которые уже имеют необходимый опыт работы.
— При этом предприятия несут затраты на обучение, — рассказывает Панина. — Их специалисты тратят время не на то, чтобы выполнить свою работу, а на то, чтобы объяснить новичкам, что и как нужно делать. Мощности оборудования также не используются по максимуму. Поэтому поддержка таких компаний со стороны властей была бы логичной.
По ее словам, система образования, в которой занятия проходят не только в аудиториях, но и на рабочих местах, развита во многих странах мира.
— Нам тоже пора на федеральном уровне законодательно ввести такую модель, — сказала депутат. — Но пока этого нет, город может принять свои меры. Имело бы смысл в дипломе указывать, что студент прошел курс лекций в вузе, а практический курс — на предприятиях или в компаниях.
Как отметила Елена Панина, такая модель обучения была бы интересна и полезна студентам всех специальностей — как технических, так и гуманитарных.
— Но поскольку больше всего сейчас не хватает представителей различных инженерных специальностей — технологов, конструкторов, механиков, то городу целесообразно платить работодателям в первую очередь за них.
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что замкнутость системы высшего образования — больной вопрос.
— Студенты очень многих вузов плохо представляют себе, куда и зачем они пойдут, когда закончат учиться, — сказала эксперт. — Вместо того чтобы знакомиться с передовым опытом, они, как правило, читают давно написанные и устаревшие учебники.
По словам Ирины Абанкиной, многие вузы, занимающие верхние строчки мировых рейтингов, плотно сотрудничают с работодателями.
— Например, программа Стенфордского университета, который сам по себе небольшой, «сцеплена» с фирмами Силиконовой долины.
Эксперт считает, что субсидировать стоит практическое обучение прежде всего тех студентов, которые будут работать в финансовом секторе (оценка финансовых рисков, поиск современных финансовых инструментов), областях, где выше всего темп внедрения инноваций (например в области биотехнологий), а также будущих педагогов и врачей.
— При этом инженеров я бы на первое место в этом вопросе не ставила, — сказала она.