Минфин и правительство хотят залатать дыры в бюджете, обрекая стариков на голод
Правительство готовится утвердить обновленный вариант бюджета до 2016 года и заново пересчитывает все статьи доходов и расходов. Минфин пытается определить некую планку дефицита бюджета на будущий год, но месяц от месяца она поднимается все выше. Весной это было 0,4% ВВП, летом уже шла речь о 0,5% ВВП, что примерно составляет 400 миллиардов рублей.
По расчетам финансового ведомства, расходы госказны в 2014 году составят около 13,85 триллиона рублей. Из этой суммы примерно 3 триллиона пойдут на трансферты Пенсионному фонду. Сумма колоссальная и, по данным ученых-демографов, она будет только увеличиваться: на пенсию скоро будет уходить самое многочисленное поколение, рожденное в конце 50-х годов и во времена хрущевской «оттепели», когда казалось, что все самые страшные испытания уже позади. На смену ему идет самое малочисленное поколение россиян, рожденное в шоковые 90-е годы, когда страна потеряла все прежние идеологические ориентиры и уверенность в завтрашнем дне.
Соответственно, Минфин, который отвечает в целом за бюджет, пытается сократить пенсионные траты, тем более что новая пенсионная реформа, разработанная Минтрудом, пока еще только одобрена, но не утверждена правительством и содержит ряд серьезных пробелов.
Сегодня «честные» работодатели перечисляют в Пенсионный фонд России (ПФР) 22% от фонда заработной платы. Из них 16% идут на страховую часть будущей пенсии работников и 6% – в накопительную часть трудовой пенсии. Это правило действует только для тех мужчин и женщин, кому сейчас 46 лет (1967 года рождения) или меньше. Для тех, кто старше, накопительной части пенсии как бы не существует.
Страховая часть пенсии содержится в государственном «Внешэкономбанке» на индивидуальном лицевом счете гражданина. Государство ее исправно индексирует, ориентируясь на ежегодный рост уровня зарплаты. Из этих средств идут выплаты сегодняшним пенсионерам. С накопительной частью все строже. Ее трогать нельзя, и хранится она на особых счетах.
Минтруд в своей новой формуле предложил такой вариант расчета будущих пенсий: те, кто верит в возможность накопить на безбедную старость, должны написать заявления в один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), и им с 2015 года на неприкасаемый счет будут перечисляться те же 6% от страховых взносов работодателя. Кто больше доверяет государству, могут ничего не делать и никуда не обращаться. В накопления у них пойдут всего лишь 2%, а остальное – в страховую часть. Таких граждан называют «молчунами».
Что же из себя представляют негосударственные пенсионные фонды и можно ли им доверять?
Первые НПФ появились в России ровно 20 лет назад, в 1993 году. В настоящее время их 116. Деятельность НПФ регулируется федеральными законами, а с сентября нынешнего года еще и Центробанком, который получил полномочия мегарегулятора.
НПФ действуют как частные инвестиционные компании. Они могут вкладывать средства в банковские депозиты, акции, облигации и другие виды ценных бумаг, которые сулят большую доходность. При этом каждый вкладчик может сделать свой выбор в пользу того или иного инструмента или поручить это менеджерам фонда. Обычно ПФР формирует несколько разных портфелей и прибыль делится в пропорции, соответствующей сделанному вкладу. Если вас не устраивает ведение дел этого фонда – по истечении года можно перейти в другой.
Многие НПФ обзавелись своими управляющими компаниями, у которых по закону больше возможностей для инвестирования, в том числе и в достаточно рискованные, но высокодоходные активы.
Обычно доходность НПФ на 2-3% превышает официальный уровень инфляции. На первый взгляд, немного, но это все же больше, чем держать свои накопления в ВЭБе, где ежегодные показатели доходности меньше реального уровня инфляции.
Кроме того, уходя на заслуженный отдых, клиенты НПФ могут выбрать способ получения пенсий. Он может быть срочным или бессрочным. Срочный пенсионный вклад может быть передан по наследству, если с его обладателем случилось непоправимое. Заключив специальный договор с НПФ, можно даже получить все деньги сразу.
Однако, при всех своих явных преимуществах, число участников НПФ растет достаточно медленно. Россияне в своем большинстве боятся доверять деньги частникам, хотя по закону такие фонды не могут быть признаны банкротами, даже если их инвестиции оказались крайне неудачными. В любом случае человек получит назад вложенные средства, правда, без процентов. Для этого в НПФ существует система страховых резервов для покрытия рисков.
Неприятности, увы, случаются. Эксперты проверили деятельность половины НПФ за первое полугодие 2013 года, и выяснилось, что из 58 пенсионных портфелей УК положительную доходность показали только 43, а треть оказалась в отрицательной зоне. Доходность НПФ «Интерфин Капитал» зафиксирована на уровне -30,74%, а НПФ «Тринфико» – -30,41 и -15,07% по долгосрочному и сбалансированному портфелям.
Теперь такими компаниями будет заниматься Центробанк, и Эльвира Набиуллина намекнула, что хронические инвестиционные неудачники могут лишиться лицензий.
Минфин, испытывающий постоянный недостаток средств для пополнения бюджета, хотел бы получить доступ к тем 1,6 триллиона рублей, которые собрали НПФ. По мнению экспертов, в этом случае вся накопительная система в скором времени перестанет существовать, а подлинную пенсионную реформу не удастся провести никогда.
Руководитель проекта «Льготы.Инфо» при Комитете гражданских инициатив Дмитрий Некрасов заявил в беседе с KM.RU, что госчиновники рассчитывают только на сиюминутные выгоды.
«В интересах страны нужно как раз сегодня накапливать ресурсы, которые спасут нас через десять лет, а не тратить их сейчас. Но логику правительства можно выразить известной фразой «После нас – хоть потоп». Накопительная система в России имеет ряд существенных недостатков, но это значит, что нужно их исправлять: например, повышать доходность пенсионных инвестиций, а не отказываться от этого элемента. Поэтому моя оценка текущей пенсионной реформы – отрицательная. Что касается индивидуальных решений, то накопительная часть пенсии в первую очередь выгодна молодым и средним возрастным группам – хотя бы для того, чтобы перестать рассчитывать только на государство в обеспечении своей пенсии и иметь независимые от него накопления», – подчеркнул Некрасов.
Председатель совета НПФ «Европейский пенсионный фонд» Евгений Якушев считает, что вопрос о величине накопительной части пенсии надо решать в комплексе со всей пенсионной реформой.
«Выбор уровня отчислений на накопительную пенсию должен быть скорректирован с пенсионной формулой, то есть какая будет страховая часть. Но дело в том, что пенсионной формулы тоже никто не видел. Есть некий калькулятор, который размещен на сайте Пенсионного фонда России, на сайте Минтруда, в котором можно примерно прикинуть, какая будет пенсия. Но, к сожалению, никто не знает, какой будет эта пенсия на самом деле. Самый основной коэффициент – стоимость балла – будет утверждать правительство, исходя из финансово-экономического положения Пенсионного фонда», – отметил Якушев.
Все, как обычно, упирается в необходимые решения Минфина и правительства. Их пока нет. А значит, и судьба материального обеспечения будущего поколения пенсионеров остается неизвестной.