Следующую большую операцию бюджет США может не потянуть
Военные похороны, прошедшие вчера под Вашингтоном, стали необычными во многих отношениях. На Арлингтонском кладбище были со всеми почестями погребены летчики, сбитые в разгар Вьетнамской войны: целых 44 года они считались пропавшими без вести. Останки майоров Джеймса Сайзмора и Говарда Андре были чудом разысканы в Лаосе, где ВВС США громили «тропу Хошимина», и торжественно преданы земле под троекратный винтовочный залп. Над Арлингтоном пронеслись штурмовик и два истребителя времен Второй мировой – обязательный последний привет, который американские летчики шлют павшим товарищам. Деньги на этот короткий пролет, 24 000 долларов, пилоты-добровольцы собирали в складчину: Пентагон платить отказался, хоть и признал погибших героями, достойными мемориального кладбища.
Вот, пожалуй, лучшая иллюстрация к массированным бюджетным сокращениям, которые обещают стать для Министерства обороны США чуть ли не большей головной болью, чем все террористы, мечтающие взорвать Пентагон. Это стало ясно на днях в Комитете Конгресса по вооруженным силам. Члены Объединенного комитета начальников штабов пришли туда обсудить военные ассигнования и сообща с конгрессменами сделали неприятное открытие: Америка больше не в состоянии вести большую войну.
При Буше-младшем США должны были успешно воевать сразу на двух театрах военных действий, но у Обамы запросы скромнее. По нынешней военной доктрине армия должна разгромить противника на одном ТВД, а на втором – только сдерживать. Но и это уже не по силам, признали сразу трое глав родов войск. Четвертый, командующий морской пехотой Джеймс Амос, заявил, что на одном ТВД он победит кого угодно, но тогда о втором фронте можно забыть.
За десятилетие оборонные расходы Америки, которые превосходят таковые у всей остальной планеты, будут уменьшены как минимум на триллион долларов. По условиям недавнего секвестра Пентагон сокращает свой бюджет (в текущем году – 660 миллиардов долларов) на 50 миллиардов в год, кромсая все статьи без разбора. Еще 500 миллиардов предстоит срезать за десятилетие с долгосрочных программ. Это равносильно, скажем, отказу от разработки и принятия на вооружение истребителя F-35: на этой программе висит ценник с надписью «$392.000.000.000». Генералы ломают голову: то ли отказываться от перспективного оружия, то ли сдавать в металлолом нынешнее, то ли распускать части и соединения. Выбора на самом деле уже нет: придется делать все сразу.
Вот, например, чем придется пожертвовать американскому флоту. Он откажется от одной строящейся подлодки класса «Вирджиния» (2,7 миллиарда долларов), одного корабля прибрежной зоны LCS (какого типа, неясно), одного десантного корабля (1,5 миллиарда долларов), 11 самолетов и вертолетов и 400 ракет. Авианосец «Джеральд Форд» (5,1 миллиарда долларов) введут в строй позже графика. Первую подлодку, идущую на замену ракетоносцам «Огайо» (4 миллиарда долларов), – тоже, если ее вообще построят: она и 11 ее систершипов могут и вовсе остаться лишь на чертежах.
Сухопутным войскам предстоит расстаться со 172 самолетами и вертолетами, 900 автомобилями, 2000 ракет и тяжелых бомб и 10 000 устройств связи.
Примерно половина из нынешних 45 бригадных тактических групп может быть упразднена, а 85% оставшихся будут непригодны для немедленного развертывания: денег на подготовку солдат выделяется недостаточно. Численность Корпуса морской пехоты из-за секвестра опустится ниже запланированных 182 000 солдат, приближаясь к отметке в 174 000. Если перейти и эту планку, то, по признанию упомянутого генерала Амоса, Корпус перестанет быть серьезной боевой силой.
ВВС США предстоит уволить 25 000 человек и порезать на металл 500 единиц авиатехники. В это количество могут попасть все штурмовики А-10 (340 машин) и флот воздушных танкеров КС-10 (59 машин). О 7 миллиардах долларов на разработку нового аварийно-спасательного самолета можно забыть.
Не исключено, что Белый дом занесет ножницы и над вторым по величине федеральным агентством США – министерством по делам ветеранов, для которого тощие годы пока не начались. Дядя Сэм не бросает тех, кто проливал за него кровь: на 2013 год Вашингтон выделил ведомству 135 миллиардов долларов, включая миллиард на трудоустройство ветеранов. Почти два военных бюджета России. А на следующий год министерство запросило уже 152 миллиарда долларов.
Как гласит один из законов Мэрфи, экономия ничего не экономит, и расправа над военным бюджетом США это иллюстрирует. В сентябре замглавы Пентагона Фрэнк Кендалл, отвечая на вопросы прессы о судьбе оборонных подрядчиков, признал, что гиганты вроде «Локхид Мартин» и «Боинг» выстоят, а вот «целая куча программ поменьше» будет сокращена, отложена или свернута. Пентагон даже отложил небольшую заначку, чтобы поддерживать самых нуждающихся, но надолго ее не хватит. А разорение некрупных подрядчиков – это эпидемия увольнений, которой так боятся в Вашингтоне: получится, что опять надо выделять миллиарды на чье-нибудь трудоустройство. Не будем забывать, что армия США активно участвует в ликвидации последствий всяческих ураганов и аварий. Эта ее функция тоже будет ограничена секвестром, заметил Кендалл. Но хуже всего, по его мнению, что постоянная экономия вредит работе штабов: непонятно, к какой войне готовиться, если ты не знаешь, каким арсеналом будешь обладать через год. В этой связи Фрэнк Кендалл не исключил появления у США, так сказать, «двухскоростной» армии: соединений с передовыми вооружением и подготовкой и соединений с устаревшей техникой и слабым обучением. Такого в Штатах не было, пожалуй, со Второй мировой.
И как знать: возможно, та осторожность, с которой Обама подошел к операции против Сирии, отчасти связана с сознанием того факта, что лучшая армия в мире перестала жить на широкую ногу. А в современной высокотехнологичной войне, да еще и для американцев, привыкших воевать, что называется, на ресурсе, экономия чревата серьезными проблемами с боеспособностью.