Глава министерства экономики не может предложить варианты выхода страны из экономического тупика
Полтора года назад вышел в свет сборник стихов, написанных первым заместителем Центробанка РФ Алексеем Улюкаевым. «Чужое побережье» – так называлась книга. Как может сочетаться в человеке, посвятившем себя экономике и финансам, еще и литературная страсть, сказать трудно. Вспомнилось об этом необычном факте во время выступления теперь уже главы Минэкономики Алексея Улюкаева в Госдуме в рамках парламентского часа. Вспомнилось потому, что он вдруг заговорил о положении дел в российской экономике какими-то неясными метафорами.
«Очень серьезный красный сигнал загорелся для нас, – заявил Улюкаев. – В этом году мы впервые имеем уровень экономического развития ниже среднемирового. Такой неблагоприятной обстановки не было последние пять лет, после глобального кризиса».
Далее министр начал перечислять давно известные вещи: не растет промышленное производство, сокращается объем инвестиций в основные фонды, а бегство капитала из страны, наоборот, увеличивается и по итогам нынешнего года, вероятно, составит около 70 миллиардов долларов.
Говорил Улюкаев и о том, что замедление темпов экономического роста началось еще со второй половины 2012 года и продолжается по сей день. По итогам первого полугодия рост ВВП составил всего 1,4%. Есть слабая надежда, что во втором полугодии дело хоть как-то сдвинется с мертвой точки и за год ВВП прибавит 1,8%. Может быть...
«Россия будет сильно отставать по темпам экономического роста от стран БРИКС, – отметил Улюкаев. – И мы почти будем иметь темпы, как у Соединенных Штатов, которые выходят из состояния рецессии».
В ближайшей перспективе, по его мнению, тоже нет ничего хорошего. В 2014 году Россия по-прежнему будет плестись позади большинства развивающихся стран.
Причины отечественного упадка глава Минэкономики видит в негативно складывающейся мировой конъюнктуре, в частности, в долгом и медленном выходе из рецессии европейского рынка, из-за которого страдает российский экспорт.
Если с оценками состояния дел нашей экономики с Улюкаевым готовы согласиться большинство экспертов, то относительно причин такого незавидного положения есть желающие с ним поспорить. Так, директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова считает, что корень зла надо искать в родном отечестве. «Сползание в стагнацию длится уже около года, но поначалу оно было не так заметно из-за эффекта базы, – отмечает Акиндинова. – И если кризис в национальной экономике в 2008 году был вызван в основном внешними причинами, то нынешняя сложная ситуация обусловлена внутренними факторами».
Да Улюкаев и сам прекрасно знает, что, несмотря на постоянные разговоры о необходимости снизить сырьевую зависимость страны, реально для этого сделано очень мало и за последние 10-12 лет доля добычи углеводородов в валовом продукте только увеличивается. Также растет и полугосударственный сектор экономики, который специалисты всего мира совершенно справедливо считают самым неэффективным с точки зрения управления и отдачи.
Однако президент и правительство никак не могут отказаться от участия в регулировании рынка. Иногда кажется, что следующим шагом властей будет возрождение советского Госплана.
Улюкаев прекрасно знает, что выход из кризиса может быть обеспечен только структурной перестройкой всей экономики. Но в России этого не происходит. Наоборот, отраслевая инфраструктура продолжает деградировать. Никакого особо благоприятного предпринимательского климата создать в стране так и не удалось, как, впрочем, и побороть коррупцию.
Стоит ли удивляться, что серьезные инвесторы не хотят участвовать в российских проектах и предпочитают держать деньги на зарубежных счетах, хотя доходность там и небольшая? А почему, собственно говоря, кто-то должен рисковать своими средствами и ввязываться в авантюрные затеи вроде строительства курортов Северного Кавказа или скоростных железнодорожных магистралей?..
В деловом мире Россия имеет не очень благоприятную репутацию страны, где работать с полной отдачей не умеют, где процветают воровство и коррупция, а юридические споры решаются в сугубо индивидуальном порядке по собственному усмотрению высокопоставленных чиновников.
Вопрос: сделали ли за последние годы российские власти, в том числе и бывший первый зампред Центробанка и нынешний министр г-н Улюкаев, какие-то реальные шаги, чтобы изменить это мнение? Нет, не сделали, хотя громких речей на эту тему было произнесено более чем достаточно.
Слушая сейчас выступление главы Минэкономики, невольно ловишь себя на мысли: ничего в головах наших руководителей кардинально не меняется. А значит, завтра может быть еще хуже. Пока спасают высокие цены на нефть и газ, но рано или поздно они поползут вниз. Правда, ведомство Улюкаева с этим не согласно. Там считают, что вплоть до 2016 года баррель нефти будет стоить более 100 долларов.
Такой безудержный оптимизм можно объяснить только избыточным творческим воображением, которое, как известно, присуще начинающим поэтам. Одно из стихотворений Улюкаева из сборника «Чужое побережье» называется «Искусство обрезания». Судя по всему, через этот процесс предстоит пройти всем гражданам большой страны.