С приходом в Центробанк Эльвиры Набиуллиной и представители бизнеса, и экономисты связывали большие надежды. Либеральный, стратегически мыслящий эксперт, борец за улучшение делового климата и развитие экономики, еще до вступления в должность главы ЦБ, Эльвира Набиуллина неоднократно давала понять, что может изменить подход Центрального банка к денежно-кредитной политике, поставив во главу угла экономическое развитие, а не инфляцию и обменный курс, как это делали ее предшественники.
«Если еще 10 лет назад объединение денежно-кредитной политики и банковского надзора подвергалось критике, сейчас, наоборот, сфера ответственности центральных банков распространяется и на небанковские финансовые институты», — отмечала Набиуллина, выступая перед депутатами Госдумы в начале апреля, и говоря об изменении роли Центрального банка.
«Система рефинансирования банков должна развиваться, мы должны расширять спектр инструментов, мы должны увеличивать доступ банков к этой системе, должна быть конкуренция, мы должны развивать секьюритизацию. То есть если банки выдают кредиты реальному сектору экономики, под них можно выпускать ценные бумаги, которые ЦБ будет брать в залог и, таким образом, предоставлять ликвидность всей системе. Расширение таких инструментов должно происходить», — пояснила будущий глава ЦБ.
Заняв должность главы ЦБ, первое заявление, которое сделала Набиуллина, касалось возможного снижения ставки рефинансирования в третьем квартале.
«Заявления и комментарии нового главы Центробанка не вызывают сомнения в том, что ЦБ приложит все усилия для «запуска» экономического роста», - радовались экономисты. Однако на днях этой радости пришел конец.
Замедление экономического роста в России имеет структурную природу, и монетарные стимулы тут неэффективны, заявила глава Банка России на брифинге в пятницу. По словам Набиуллиной, теперь в планах ЦБ нет снижения ставки рефинансирования и расширения линейки инструментов денежно-кредитной политики, зато все внимание будет сконцентрировано на инфляции.
«В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, подразумевающее поддержание стабильно низких темпов роста потребительских цен», - сообщила глава ЦБ. Цель по инфляции, вместо допустимого коридора значений (5-6% в 2013) становится точной: 4.5% на 2014 и 2015 и 4% на 2016, с отклонениями в обе стороны на 1.5 п. п. в случае ситуаций, находящихся вне компетенции ЦБ (например, неурожай или наводнение).
По мнению собеседников «Эксперт Online», противоречивость заявлений Эльвиры Набиуллиной является результатом непрекращающейся борьбы Минфина и Минэкономразвития. Задачей первого является предотвращение любых бюджетных трат. Видимо, сейчас мяч на стороне Минфина, - говорят эксперты. В то же время заместитель директора аналитического департамента компании Альпари Дарья Желаннова отмечает, что «и прежде Набиуллина говорила, что пока инфляция не опустится в коридор 5-6%, никаких шагов по смягчению политики ЦБ предпринимать не будет».
Однако по словам директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сейчас как никогда ранее важно смягчение денежно-кредитной политики.
«Я считаю, что снижение ставки рефинансирования даже психологически положительно повлияло бы на настроения в реальном секторе. Сейчас предприятия, у кого рентабельность ниже 10%, не могут взять кредит под 13-14%. Вряд ли они смогут это сделать при уменьшении ставки на 0,5%. Но двигаться в данном направлении правильно. Я не сторонник финансовой накачки, особенно отдельных отраслей, но надо сдвигать экономику с нуля. По последним данным, в стагнацию переходит не только индустрия, но и торговля. Всего, согласно нашим оценкам, развивается лишь 10-15% предприятий, остальные «стоят». Запуск финансирования инфраструктурных проектов могло бы реанимировать и другие отрасли», - говорит Остапкович.
«Насыщенность деньгами и кредитами российской экономики до сих пор двукратно ниже, чем в развитых странах, многократно ниже, чем в Китае и других странах, чья финансовая система нацелена на “экономическое чудо”, на сверхбыстрые темпы роста», — констатирует Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН.