Как город вернется в прошлое
Екатеринбург выбрал нового мэра. И хотя для многих победоносный результат Евгения Ройзмана стал неприятной неожиданностью, на данный момент его остается только признать, несмотря на имиджевые потери власти. С этим выбором городу предстоит жить 5 лет, что, безусловно, наложит определенный отпечаток на развитие столицы Урала. И пока особых оснований полагать, что с приходом одиозного общественника Екатеринбург ждут позитивные перемены, нет. О том, что будет с городом при мэре Ройзмане, и кто будет держать городскую власть в руке, – в материале «УралПолит.Ru».
Ройзман и пустота
Главная политическая проблема Ройзмана в том, что с ним никто не хочет работать. Вообще. Для политика в мегаполисе, а именно так позиционирует себя наркоборец и общественник, это действительно проблема. Еще большая проблема для муниципального служащего в статусе главы города. Губернатор Евгений Куйвашев после объявления предварительных итогов голосования оперативно заявил – он готов работать с любым мэром. Но источники «УралПолит.Ru» отмечают, что, учитывая риторику самого Евгения Ройзмана в ходе кампании и весьма агрессивную позицию по отношению ко всей действующей власти, о нормальной работе с ним речи быть не может. Как отмечают эксперты, несмотря на оппозиционность и принципиальность, которой любит бравировать Евгений Ройзман, ему придется встраиваться в систему власти и находить компромиссы с руководством области. «Если же он не впишется в систему, окажется несговорчивым, не сможет найти общий язык с властью, то, скорее всего, долго он проработать главой города не сможет. Сам ли он оставит политическую деятельность или ему помогут – вопрос другого порядка», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» политолог Анатолий Гагарин.
Еще сложнее, по мнению экспертов, будут выстраиваться взаимоотношения Ройзмана с реальной властью в городе – администрацией Екатеринбурга, в первую очередь в лице «коллективного Чернецкого». Уже сейчас мэрия заняла довольно демонстративную позицию в связи с победой Ройзмана – горадминистрация до сих пор не признает его победу, и ни в одном сообщении, опубликованном на официальном портале о прошедших выборах, фамилия Ройзмана даже не упоминается. По словам собеседников «УралПолит.Ru» в администрации Екатеринбурга, «серый кардинал» мэрии Владимир Тунгусов также не приемлет для себя работы с Ройзманом, хотя последний еще в период избирательной кампании пытался выйти на главного идеолога мэрии. «Тунгусов его просто послал. Ройзман относится к тем немногим людям, с которыми он категорически отказывается работать при любых условиях. И это не обсуждается», – утверждают собеседники «УралПолит.Ru».
Однако позиция мэрии не так проста, как кажется. Некоторые источники «УралПолит.Ru» отмечают, что участию Ройзмана в выборах во многом поспособствовал сам Владимир Тунгусов, которому выгодно противостояние одиозного общественника и региональных властей, с которыми «серый дом» формально заключил перемирие. Аналитики отмечают, что приход Ройзмана даже на должность главы города (с минимальным функционалом) деструктивно скажется на управляемости городской администрации со стороны области. «Будет новая война, только каждый за свое. Плюс подрывная работа сотрудников мэрии», – уверены собеседники «УралПолит.Ru». К этому остается лишь прибавить позицию самого Ройзмана, которую он без стеснения привык высказывать в весьма жестких выражениях, что наверняка оттолкнет от новоиспеченного градоначальника остатки околомэрской интеллегенции (общественную палату, совет ветеранов и так далее) – то, на что чиновники привыкли опираться в случае каких-либо публичных противостояний.
Реальная власть
Тем не менее эксперты отмечают, что в хозяйственном плане победа Ройзмана пройдет для Екатеринбурга совершенно незамеченной. По действующему уставу глава Екатеринбурга – председатель городской думы практически не наделен никакими реальными полномочиями: сити-менеджера, в чьих руках сосредоточены все финансовые потоки, утверждает гордума, структуру администрации – тоже, бюджет и все городские программы также утверждает представительный орган. «Важными и значимыми выборами являются выборы в городскую думу. И здесь принципиально, что дума сформирована без революций и «Единая Россия» контролирует большинство. В этой ситуации какое-либо вмешательство главы города в процесс работы, без поддержки большинства в думе, обречено», – заявил сегодня в эфире одной из городских радиостанций вице-мэр Екатеринбурга Сергей Тушин, намекнув, что победа Ройзмана никак не затронула горадминистрацию.
В связи с этим персональный и партийный состав городской думы – принципиален. Так, 15 из 18 одномандатников стали кандидаты от «Единой России» – стопроцентно лояльные мэрии, в большинстве своем депутаты прошлого созыва. Трех депутатов-одномандатников в мэрию провела «Справедливая Россия», которую давно подозревают в тесных связях с Владимиром Тунгусовым. По партийным спискам большинство мандатов также отходят единоросам и эсерам, по два мандата получают представители КПРФ и «пенсионеры» (близкие администрации губернатора), один мандат отходит ЛДПР. Три мандата взяла «Гражданская платформа» – пока единственная опора Ройзмана в будущей гордуме.
Очевидно, что городская дума практически полностью подконтрольна администрации Екатеринбурга. «Понятно, что за ним (Ройзманом – прим. ред.) будут очень пристально следить, особенно если он будет проявлять несговорчивость. Но я уверен, что вариант его смещения по ярославскому сценарию не будет использован: здесь Ройзману на руку то, что «мэр бесправен». У него не будет каких-то серьезных полномочий в решении ключевых вопросов, он не станет заниматься хозяйственными делами и распределениями подрядов. Проще говоря, должность главы гордумы относится к разряду «рот закрыл – рабочее место убрал». Поэтому его не станут ловить за руку – просто не будет повода», – уверен московский политолог Глеб Кузнецов.
По мнению местных экспертов, такой расклад сил и противостояние в городской думе негативно скажется на развитии города. «Сейчас в Екатеринбурге потенциально сформирована городская дума, очень конфликтная. Ее будущий глава Ройзман находится в оппозиции к действующей власти, а большинство депутатов представительного органа – от «Единой России». Подобная власть в городе была 20 лет назад, когда Совет народных депутатов возглавлял Самарин, находившийся в конфликте с исполнительными органами. Напомню, что в начале 90-х годов прошлого века в Свердловске муниципальная власть была очень политизирована, это был один из самых непродуктивных периодов в жизни нашего города. Сейчас, с формированием новой городской думы, где есть представители шести партий, где во главе представительного органа стоит яркий оппозиционер, мы входим в «неизвестное поле». Мы просто не знаем, как будет работать нынешняя власть, кто станут участниками этого конфликта», – отметил в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» политолог Вадим Дубичев.
За одну ночь в Екатеринбурге под вопросом «подвисли» чемпионат мира по футболу, Экспо-2020, программа «Столица». Эмоциональное и протестное голосование 114 тысяч жителей города (десятая часть от общего числа избирателей) может отбросить город в своем развитии, не только политическом, но и экономическом, на несколько лет назад. Подпитавший самооценку и окрыленный неожиданным успехом Евгений Ройзман, безусловно, не остановится на достигнутом и будет максимально вмешиваться в дела города, даже не имея на то юридических полномочий. Однако не стоит забывать и про особое внимание правоохранительных органов к самому градоначальнику, и к его ближайшему окружению, которое с закрытием избирательных участков не стало менее пристальным.