История для начинающих нуворишей о том, как легко и просто можно сделать деньги из воздуха
Очень изящная комбинация. В понедельник, 9 сентября, информация, связанная с «Уралкалием», заполонила все отечественные деловые издания и стала предметом обсуждения на Лондонской фондовой бирже. На второй план оказались задвинуты привычные герои первых полос «Газпром» и «Роснефть», а «Сбербанк» и ВТБ упоминаются только в связке с тем же «Уралкалием». Похоже, наши олигархи научились жонглировать информацией с таким расчетом, чтобы делать на слухах и сплетнях хорошие деньги.
Итак, обо всем по порядку. Совет директоров «Уралкалия», собирающийся 10 сентября, хочет определиться с привлечением дополнительного кредита «Сбербанка» и ВТБ. Кроме того, должен выйти отчет о деятельности компании за последние полгода. По части отчетности хвастать «Уралкалию» особо нечем. С начала года бумаги компании вместе со всем российским фондовым рынком плавно опускались на дно на фоне информации о надвигающейся на страну рецессии, стагнации и прочих экономических напастях.
В конце июля разразился грандиозный скандал. Генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер заявил о разрыве отношений с белорусскими партнерами, и стоимость акций компании просто обвалилась, едва не утянув за собой весь рынок. Торги на биржах пришлось останавливать. Через месяц Баумгертнера с помощью или при участии премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича заманили в Минск и арестовали, предъявив настолько бредовые обвинения, что их даже неловко пересказывать. Но срок Баумгертнеру грозит вполне приличный – десять лет. А владельца 21,75% бумаг «Уралкалия» Сулеймана Керимова по тем же статьям и по всем правилам Интерпола объявили в международный розыск.
По оценкам некоторых экспертов, после всех передряг бумаги «Уралкалия» с начала года потеряли от 38 до 40%. Только на торгах в пятницу, 6 сентября, они упали на 1,8%. Значит, требовался какой-то нестандартный ход, чтобы переломить негативную тенденцию. И такой ход был сделан.
В субботу, 7 сентября, адвокат Александр Добровинский выложил у себя в Facebook сообщение, что Керимов продал свою долю в «Уралкалии» стоимостью более 3 миллиардов долларов некому банкиру К. Добровинский – человек весьма осведомленный. Ему верят. Именно он первым сообщил о смерти Бориса Березовского в Лондоне. К тому же адвокат является хорошим знакомым прежнего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева; во всяком случае, он разводил миллиардера с его женой.
Знающие люди сразу определили, что «банкиром К.» может быть один из экс-руководителей Госстроя и бывший совладелец «Промстройбанка» и банка «Санкт-Петербург» Владимир Коган. Журналисты выяснили имена и других возможных покупателей – владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева, который тоже интересуется рынком удобрений и два года назад основал в Белоруссии компанию «Славкалий», а также владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова.
В общем, за выходные дни информация о крупной сделке стала одной из главных в деловом мире. Однако спустя некоторое время управляющий директор керимовской компании «Нафта Москва» Антон Аверин опроверг догадки Добровинского, заявив, что они не имеют ничего общего с действительностью. Другие источники информации либо не отвечали, либо говорили, что ничего не знают.
Необходимый ажиотаж был создан, и неудивительно, что в понедельник утром акции «Уралкалия» резко пошли в гору, повышаясь в моменте на 9%. К обеду рост составил 6,65% на Московской бирже и 6,4% на лондонской площадке.
Эксперты сходятся во мнении, что это был очень грамотный вброс информации, который дал нужный результат. Нет единства только в оценках, что же сыграло решающую роль – слух о продаже акций или его опровержение.
Михаил Смирнов из ИФК «Метрополь» придерживается второй точки зрения, считая, что после опровержения «инвесторы убедились, что главный акционер не бросает компанию и готов бороться за нее до конца».
С этим мнением не согласен аналитик «ВТБ Капитал» Кевин Уайт: «В инвесторов может вселять оптимизм мнение о том, что новый владелец пакета акций Керимова, вероятно, рассчитывает договориться с (президентом Белоруссии Александром) Лукашенко о том, чтобы заново совместно продавать калий, что означает возвращение к картельному рынку и потенциальному повышению цен на калий».
Эксперт Raiffeisenbank Константин Юминов тоже считает, что самые большие надежды инвесторы возлагают на возобновление отношений с белорусской стороной. «Рынок ждет, что при новом акционере будут восстановлены отношения с «Беларуськалием», – уверен Юминов.
Пока эксперты спорят, банкиры проявляют единодушие. «Уралкалий» у них на хорошем счету, потому что компания недавно вернула кредит в размере 5,7 миллиарда рублей. Ей готовы ссудить снова, несмотря на имеющийся долг в 2 миллиарда долларов. Даже намекают, что условия нового кредита будут весьма благоприятными, раз есть такой потенциал роста.
А потом – кто же не любит веселых и находчивых? На слухах о купле-продаже общая стоимость всех акций «Уралкалия» только за один день увеличилась примерно на миллиард долларов. Подъем на пустяке, на вздоре. А можно сказать, что в результате хорошо продуманной многоходовой операции. Молодым надо поучиться...