Российский МИД обнародовал выводы российских специалистов о применении химоружия в Сирии. Правда, речь идет о случае его применения еще в мае в Алеппо. Согласно российским выводам, отравляющие вещества кустарным образом приготовили боевики. Тем временем Пентагон внезапно объявил, что химическое оружие официальному Дамаску вообще поставляет сама Россия.
Из опубликованного вечером в среду доклада российского МИДа следует, что взорванный под Алеппо еще в марте химический боеприпас был изготовлен кустарным образом, характерным для изделий, произведенных бригадой «Башаир Ан-Наср»: в качестве детонатора был использован гексоген, который не применяется в штатных боеприпасах, а в составе самого отравляющего вещества есть доля диизопропилфторфосфата, характерного для западных образцов химического оружия. Напомним, что, по данным прессы, бригада «Башаир Ан-Наср» входит в состав так называемой Свободной сирийской армии.
«Мы должны сосредоточиться на защите США. Именно для этого молодые люди и девушки вступают в ряды армии, а не для того, чтобы служить авиакрылом «Аль-Каиды»
«Подчеркнем, что российский доклад предельно конкретен. Он представляет собой научно-технический документ объемом около 100 страниц с многочисленными таблицами и диаграммами спектрального анализа проб. Рассчитываем, что он существенно поможет расследованию данного инцидента по линии ООН. К сожалению, оно до сих пор, по сути, так и не началось», – говорится в сообщении МИДа.
На Смоленской площади напомнили, что в результате трагедии, произошедшей 19 марта, погибли 26 гражданских лиц и бойцов сирийской армии, еще 86 человек получили поражения различной степени.
МИД также приветствовал решение генсека ООН Пан Ги Муна вернуть экспертов по химическому оружию в ближайшее время в Сирию для продолжения работы.
Заявление МИДа прозвучало на фоне бурных дебатов вокруг Сирии, развернувшихся сразу в нескольких мировых столицах в среду.
«Часть моей профессии»
Президент США Барак Обама заявил, что ему трудно принимать решение о военной операции в отношении Сирии. «С моральной точки зрения неправильно стоять в стороне и ничего не делать. Но это дается тяжело. Это часть моей работы, которую каждый день я нахожу наиболее трудной», – цитирует Обаму телеканал Russia Today. Обама сделал это заявление в Стокгольме, отвечая на вопрос о том, как он, обладатель Нобелевской премии мира, может планировать нападение на Сирию.
Обама заявил об особой миротворческой миссии США в мире. Как президент Америки, добавил он, он не может избегать подобных вопросов, потому что, «несмотря на критику в наш адрес, каждый раз, когда в мире происходит что-то плохое, сразу звучит вопрос о том, что с этим собираются делать США».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в субботу российский лидер Владимир Путин, выступая во Владивостоке, призвал Обаму не спешить с нападением на суверенную страну, подумав о будущих возможных жертвах.
«Я бы прежде всего обратился к нему не как к своему коллеге, не как к президенту США и главе государства, а как к лауреату Нобелевской премии мира, нужно вспомнить, что происходило за последнее десятилетие», – сказал Путин.
Но Обама, как бы заочно отвечая своему коллеге из Стокгольма, лишь выразил надежду на то, что Россия и США выберутся из тупика, в который их завела разница в оценке сирийских событий. «Продолжаю ли я надеяться на то, что господин Путин может изменить свою позицию по этим вопросам? Я всегда надеюсь (на это), и я продолжу подталкивать его к этому», – заявил президент США. Обама подчеркнул, что напрямую обращался к Путину по сирийскому вопросу, но тщетно.
«Уперлись в стенку»
Президент напомнил, что «перезагрузка» в американо-российских отношениях была продиктована не чьей-то «прихотью», а интересами обеих стран и принесла результаты, включая новый договор по СНВ и вступление России в ВТО. Вообще был «целый ряд результатов «перезагрузки», ценных для США», цитирует его ИТАР-ТАСС.
Обама признал, что двусторонние отношения «уперлись в стенку в плане дальнейшего прогресса». Но он, по его словам, «не сбрасывает со счетов мысль» о том, что у США и России «и впредь будут сохраняться общие интересы». В таких случаях «надо стремиться к общим действиям», подчеркнул президент США. А разногласия надо «обсуждать», «стараться урегулировать», но «не пытаться лакировать», добавил он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее члены сенатского комитета по иностранным делам согласовали текст резолюции, разрешающей «ограниченное использование Вооруженных сил США против Сирии». Документ ограничивает срок операции 60 днями с момента ее одобрения Конгрессом с возможностью для президента США Барака Обамы один раз продлить операцию на 30 дней.
Перед тем как комитет утвердил резолюцию Белого дома, перед сенаторами выступили представители правительства США. Заявления госсекретаря Джона Керри были очень эмоциональны. Он не исключил, что США в будущем могут предпринять даже наземную операцию, но быстро назвал свои слова «мыслями вслух», когда один из сенаторов заявил, что не видит «достаточных причин для присутствия американских войск» в Сирии. «Ноги американского солдата (в Сирии) не будет», – пообещал Керри.
Впрочем, позицию Белого дома подвергли порицанию многие сенаторы, включая республиканцев.
«Если мы не имеем в виду соблюдение конституции, если мы не можем утверждать, что поступим в соответствии с решением, принятым в ходе голосования, вы делаете из нас посмешище», – заявил госсекретарю Джону Керри сенатор республиканец Рэнд Пол во время дебатов, передает Huffington Post. «Вы превращаете Конгресс в театр, и мы изображаем президентский конституционный театр», – добавил он.
С позицией президента не согласен и сенатор от штата Техас Тед Круз, по словам которого, ВВС США могут стать «авиакрылом «Аль-Каиды». По словам Круза, подобный удар может помочь экстремистам, воюющим с правительством Сирии, включая «Аль-Каиду». «У нас нет ставок в этой игре. Мы должны сосредоточиться на защите США. Именно для этого молодые люди и девушки вступают в ряды армии, а не для того, чтобы служить авиацией «Аль-Каиды», – сказал сенатор.
Сенатор Джон Маккейн, напротив, выступил против резолюции из-за ее «мягкости». Он требует бомбить Сирию до полной смены политического режима.
А глава Пентагона Чак Хейгел на слушаниях в Конгрессе огорошил аудиторию, заявив, что Россия и другие страны снабжают режим президента Сирии Башара Асада химическим оружием.
«Не секрет, что режим Асада накопил химическое оружие, значительные запасы химического оружия», – сказал Хейгел. На уточняющий вопрос конгрессмена, из каких конкретно стран пришло оружие, глава Пентагона ответил: «Русские поставляют им, другие (тоже) поставляют им это химическое оружие. Кое-что они делают сами», – передает РИА «Новости».
«Не иначе как агрессия»
Вновь комментируя в среду планы США начать против режима Башара Асада войну, Путин не исключил согласия Москвы на ее проведение, но только в том случае, если Совбезу ООН будет доказана вина Дамаска.
«Любые другие поводы, способы, которые оправдывали бы применение силы в отношении независимого и суверенного государства, недопустимы, и их нельзя квалифицировать иначе как агрессию», – заявил Путин, напомнив про отсутствие точных сведений даже о том, что именно произошло в пригороде Дамаска 21 августа.
По словам Путина, Москва защищает не сирийское правительство, а нормы международного права. «Мы защищаем обсуждение даже возможности применения силы исключительно в рамках действующего международного порядка, международных правил и международного права. Вот мы что защищаем, вот это является абсолютной ценностью», – подчеркнул президент.
Вспомнив про выступления Джона Керри, уверяющего, что «химоружие применила армия Асада», Путин напомнил: «Точно так же другой госсекретарь в администрации господина Буша убеждал все международное сообщество в том, что в Ираке есть химическое оружие, и даже показывал нам какую-то пробирку с белым порошком».
«Все это оказалось несостоятельным аргументом, но, тем не менее, с использованием этого аргумента была проведена военная акция, которую многие сегодня в США называют ошибочной, – отметил Путин. – Мы что, это забыли, что ли? Мы разве исходим из того, что новых ошибок можно вот так спокойно избежать? Я вас уверяю, что это не так».
По мнению президента России, в позиции США по Сирии есть значительная доля лукавства. «На одних из дебатов в Конгрессе конгрессмен спросил у господина Керри, есть ли там «Аль-Каида». Говорит: «Нет», – сказал Путин.
При этом Путин отметил, что основным боевым звеном среди мятежников в Сирии является «Джабхат Аль-Нусра», имеющая прямое отношение к «Аль-Каиде». «И они знают об этом. Врет и знает, что врет, это печально», – сказал Путин. Такое заявление глава государства сделал на встрече с членами своего Совета по правам человека.
Кроме того, президент заметил, что Конгресс США не имеет никакого права разрешать удар по другой суверенной стране. «Мы сейчас все сосредоточились на том, что в Конгрессе обсуждается вопрос санкционирования применения силы. Это абсолютная подмена здравого смысла, понятия о международном праве», – сказал Путин.
Демократия обошлась без голосования
Бурные дебаты вокруг Сирии состоялись в среду не только в Москве и Стокгольме, но и в Париже, где вопрос о нападении обсуждал уже весь французский парламент. Выступая перед его членами, премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро пригрозил, что режим Асада может дойти до повторного применения химического оружия, передает Associated Press.
«Сирийский режим несет полную ответственность за происходящее, – сказал премьер. – Отсутствие всякой реакции будет неверным посланием режиму Башара Асада и народу Сирии: химическое оружие может быть применено снова, в Дамаске, в Алеппо, может быть, даже в больших объемах».
Эйро заявил Национальному собранию, что удары по Сирии были бы мудрым решением. Заседание в итоге завершилось без голосования – президент Франсуа Олланд инициировал его лишь ради моральной поддержки своего решения участвовать в коалиции против Дамаска.
В правящей Социалистической партии уже заверили, что подавляющее большинство членов парламента одобряют решение Олланда. Аналогичную позицию занимает партия «зеленых», что стало сюрпризом – обычно французские «зеленые» выступают в роли пацифистов.
В то же время ряд левых и правых партий выступают против. Так, в оппозиционной правой партии «Союз за народное движение» согласны на интервенцию в Сирии только с санкции ООН и лишь после изучения доклада ооновских экспертов, расследование которых еще продолжается.
А один из лидеров «Союза за народное движение», бывший премьер Франсуа Фийон считает, что перед любой операцией, даже без согласия ООН, западным странам следует попытаться согласовать позицию с Кремлем.
«Нужно подумать о сотрудничестве с Россией, пусть даже шансов на успех в данном случае не так много. Но если мы не сделаем эту попытку, то невольно воссоздадим предпосылки для новой холодной войны», – отметил бывший глава правительства.
Против ударов по Сирии выступают французские коммунисты, а также близкая к социалистам Левая партия во главе с Жан-Люком Меланшоном. Лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен тоже неоднократно заявляла, что отказывается поддерживать любую операцию в Сирии.
На членов французского парламента пытались в среду повлиять и их сирийские коллеги: по сообщению британского телеканала «Скай-ньюс», члены парламента Сирии направили письмо в сенат и национальное собрание Франции с призывом выступить против интервенции.