Вице-премьер Дмитрий Рогозин озвучил вариант реформы космической отрасли, который должен быть скоро представлен президенту России. Предполагается выделение в отдельную структуру – Объединенную ракетно-космическую корпорацию – промышленных активов. А дальше вывести ее на IPO.
В среду прошло совещание по реформированию ракетно-космической отрасли, на котором вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал, какой вариант реформы пока считается предпочтительным.
«Наиболее оптимальным вариантом является создание 100-процентного акционерного общества с сохранением Роскосмоса»
«Роскосмос, который представил правительству проект создания новой корпорации, сделал вывод, что наиболее оптимальным вариантом является создание 100-процентного акционерного общества с сохранением Роскосмоса как контролирующего федерального органа исполнительной власти. Предполагается, что в корпорацию войдут все предприятия отрасли за исключением нескольких оборонных предприятий», – сказал Рогозин.
Это означает, что нынешнюю единую структуру Федерального космического агентства разделят на две части: непосредственно Роскосмос и Объединенную ракетно-космическую корпорацию. В нее могут быть включены 33 организации, объединенные в восемь интегрированных структур. «Предлагается включить в корпорацию 33 организации, объединенных в восемь интегрированных структур. Из них (организаций) 16 предприятий, из которых семь ФГУПов и девять открытых акционерных обществ», – пояснил Рогозин.
Причем планируется, что в новую структуру будут привлекаться частные инвестиции за счет вывода ее на рынок. «На момент создания корпорации и в последующие два–три года государственный пакет акций (в ней) должен составлять 100 процентов. По истечении этого срока для привлечения частных инвестиций планируется выход на IPO», – цитирует вице-премьера ПРАЙМ. По планам Роскосмоса, процесс реструктуризации отрасли нужно завершить в течение года.
Этот вариант, судя по всему, и будет представлен президенту России. Рогозин напомнил, что Владимир Путин ждет план мероприятий по структурированию отрасли до конца третьего квартала текущего года.
О том, что Роскосмос необходимо реструктуризировать, заговорили в прошлом году. Этому предшествовал целый ряд неудачных запусков, смена руководства, которая не привела к существенному улучшению ситуации. Последнее ЧП произошло 2 июля 2013 года, когда ракета «Протон-М» с тремя навигационными космическими аппаратами «Глонасс-М» упала на космодроме Байконур на первой минуте старта.
На премьерском совещании в ноябре прошлого года появилось два варианта реформирования отрасли. Первый – это создание госкорпорации по ведению космической деятельности с упразднением Федерального космического агентства. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин говорил, что такое предложение готовится, предполагалось сделать из агентства аналог Росатома, который является как раз госкорпорацией, пришедшей на смену Федеральному агентству по атомной энергии. Но этот вариант был отвергнут рабочей группой, хотя именно его продвигал Роскосмос как наиболее предпочтительный.
«Главная опасность этого варианта состоит в том, что в госкорпорации функции заказчика и исполнителя будут спрятаны за единой организационной «скорлупой». При этом никаких гарантий исправления ошибок в отрасли правительство не получит», – пояснял тогда Рогозин.
Второй вариант предложил экспертный совет правительства. Он исходил из принципа разделения государственной, научной, инфраструктурной деятельности, не приносящей коммерческой отдачи, и деятельности, приносящей доход. Предполагалось сохранение Федерального космического агентства как планирующего и координирующего органа с ограничением его участия в размещении госзаказа, сообщает «Интерфакс». В то же время, как говорил Рогозин, предприятия ракетно-космической промышленности должны быть объединены в открытое акционерное общество холдингового типа «с передачей функций управления по проведению единой технической политики и управлению промышленностью, включая сегмент боевых ракет».
Пока получается, что именно второй вариант берется за основу. Правда, как пояснил в среду Рогозин, вводить в структуру Объединенной ракетно-космической корпорации организаций боевой ракетной тематики пока не будут. Что же касается самого Рогозина, то у него самого были любопытные идеи по поводу вывода космической отрасли из кризиса. В начале августа он предложил объединить космическую и авиационную промышленность. Причем сделать это именно сейчас, пока вопрос о создании объединенной ракетно-космической корпорации вовсю обсуждается. Правда, эксперты с сомнением отнеслись к такому предложению.
А вот по поводу разделения деятельности Роскосмоса и вывода в отдельную структуру промышленных предприятий высказываются положительные отзывы. Но с большими оговорками. «Мне это решение кажется неоднозначным. С одной стороны, если брать теорию, то, наверное, это правильно. Но все-таки ракетно-космическая отрасль обладает многими специфическими особенностями, и как они будут проявляться на фоне апробированных экономических моделей, я предсказывать боюсь. Что из этого получится, только время покажет. Очень многое будет зависеть от взаимоотношений этой корпорации с остающимся в строю Федеральным агентством, от того, как оно будет определять стратегию развития ракетно-космической отрасли и исследования космического пространства», – сказал газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков.
Отношение к IPO скорее позитивное. «Это здравая идея. Но фокус в том, что желательно провести предпродажную подготовку, и два–три года – очень короткий срок, надо поработать очень энергично», – цитирует РИА «Новости» директора Института космической политики Ивана Моисеева.