Кому вершки, кому корешки: Минфин и Минтруд разделили полномочия по контролю за пенсионными накоплениями граждан
Когда чиновники ссорятся, добра не жди. На смену удивлению быстро приходит вопрос: «А чем это обернется для простых граждан?» Чаще бед немного, но головной боли добавляет. Интересно, что при обратном процессе лучше жить не становится, а вот хуже – пожалуйста.
Стремясь повысить прозрачность пенсионного рынка, власти решили разделить полномочия по контролю за пенсионными потоками между Минфином и Минтрудом. Постановление «Об отдельных вопросах государственного регулирования контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации» уже вступило в силу. Теперь под юрисдикцию министерства финансов перейдут контроль и формирование финансовых потоков пенсионных накоплений, а Минтруд будет отвечать за разработку отчетности и ее контроль в Пенсионном фонде РФ и негосударственных фондах.
Минфин будет отвечать за регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе и тех, которые выплачиваются в качестве срочных пенсионных платежей гражданам. Также в епархии ведомства – расчеты чистого финансового результата от размещения дополнительных страховых взносов и взносов работодателя, которые поступили в ПФР и не были переданы в доверительное управление.
В свою очередь, Минтруд разрабатывает формы отчетности ПФР о поступлении страховых взносов и средствах со специальных лицевых счетов и запрашивает их потом у управляющих, брокеров, банков и ПФР. В обязанности ведомства также будет входить отслеживание соблюдения ПФР законодательства, регулирующего пенсионные выплаты, за исключением тех вопросов, которые закреплены за главным регулятором – Банком России, пишет издание Forbes.
Инсайдеры рынка новость восприняли позитивно. По словам председателя совета НПФ «Европейский пенсионный фонд» Евгения Якушева, до последнего времени шли споры о том, что такое Пенсионный фонд – социальный институт или финансовый. «Изначально фонды создавались и контролировались инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты, затем регулирование перешло Минтруду, – вспоминает Евгений Якушев. – При этом ведомство относилось к своим обязанностям по-бухгалтерски: дали денег – выплатили, не дали – мы тут ни при чем, финансы – не наш вопрос. Теперь в этом споре поставлена точка: НПФы официально признали финансовыми институтами, то есть частью финансового рынка. Мы ожидаем, что будут изменения, появится возможность разговаривать о таких понятиях, как «пенсионный бизнес», «доходы», «экономика».
По идее, разделение полномочий должно повысить прозрачность и прогнозируемость второго после банковского финансового института – Пенсионного фонда РФ. Размер средств в сфере фонда постоянно растет и возникает необходимость отшлифовать все виды взаимодействия в этом секторе.
Прогнозы аналитиков на этот вопрос неоднозначны. По словам начальника отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент» Сергея Звенигородского, такое разделение полномочий поможет наконец-то навести порядок с работой НПФ, будет раскрыта информация по их собственникам, движениям средств, формирование отчетности по общим стандартам и усилен контроль за финансовым институтом. «Наконец разрешится ситуация с отраслевыми фондами (поддержка работников отрасли. – Прим. КМ.RU) и фондами-«пылесосами» (работа на открытом рынке различными методами. – Прим. KM.RU) с их разграничением и упорядочиванием структуры», – поясняет Сергей Звенигородский.
Более скептически настроен директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов: «Для рынка было бы разумнее все функции перепоручить мегарегулятору, а не делить между ведомствами».
Зло или благо принесет разделение полномочий, сказать сложно. Недавнее предложение заместителя министра финансов Андрея Иванова использовать средства Пенсионного фонда в качестве источника средств для энергетиков говорит о многом. И это притом, что сам министр энергетики Александр Новак предлагал использовать для финансирования отрасли средства Фонда национального благосостояния.
Ясно одно: тихая пенсионная реформа имеет куда большее прикладное значение для населения. Накопительная часть пенсионных выплат – своего рода банковский вклад на особых условиях, который может быть, кстати, сегодня еще и унаследован. Вот почему становится не все равно, как, куда и на каких условиях инвестировать деньги. Тем более что до конца года дело пенсионных реформ будет продолжено важным страховым маневром правительства – сокращением отчислений на формирование накопительной части пенсии с 6 до 2%. И если оставаться и дальше пассивно смотреть на происходящее и не успеть подписать в ПФР заявление на сохранение размера пенсионных выплат, то с 1 января 2014 года ваши две трети накоплений пойдут на финансирование страховой части пенсии, с помощью которой государство намеревается закрывать дефицит бюджета по выплатам госпенсий.