Новопостроенная чеченская мечеть имени Ахмада Кадырова чуть было не стала символом современной России. А когда не стала, президент Чечни Кадыров-младший страшно обиделся: он обвиняет в жульничестве сотовых операторов "Билайн" и "МегаФон", не принимавших в последние часы голосования SMS в поддержку мечети, которая в итоге оказалась на втором месте после Коломенского Кремля. Российские национал-патриоты торжествуют, а чеченская молодежь забрасывает яйцами офисы сотовых операторов.
Сам Кадыров объявил бойкот операторам "большой тройки" ("Я с этого дня не отвечаю на звонки абонентов местных операторов этих компаний"), грозит им прокуратурой и судебными исками о возврате денег, потраченных на голосование. Тут же выяснилось, что у Чечни уже есть собственный национальный оператор – "Вайнах-телеком", у которого, кстати, позвонить в США стоит в 2,5 раза дешевле, чем в другие регионы России.
Операторы не отрицают существования проблем, но утверждают, что они возникли у контент-провайдера. То есть фактически переадресовывают к организаторам конкурса – это телеканал "Россия 1" и Русское географическое общество.
На самом деле с этими конкурсами все время что-нибудь не так. Вот, например, объявили в 2008 г. конкурс на "имя России" - и что? Пришлось аннулировать результаты первых двух туров голосования: в лидеры выходили то Ленин, то Сталин, как-то неполиткорректно все это получалось. В итоге неправильный результат, разумеется, списали все на хакеров и "войну машин", а главным лицом России стал вполне приличный человек Александр Невский. Видимо, на этот раз наученные горьким опытом организаторы голосования решили не дожидаться столь скандальной развязки и отсекли чеченские голоса на финальном этапе голосования.
На самом деле даже жалко, что мечеть имени Ахмада Кадырова не стала победителем конкурса – она была бы прекрасным символом российской управляемой демократии, как она есть – если вспомнить про замечательный чеченский результат "Единой России" (99,5% при почти стопроцентной явке), то нет большого смысла интересоваться, каким образом при численности населения республики в 1,3 млн человек мечеть набрала 38 с лишним миллионов голосов. Как говорится, задача была поставлена.
По данным ВВС, всем министерствам Чечни было направлено письмо из мэрии Грозного с требованием обеспечить активное голосование сотрудников, а некоторым людям возмещали деньги, потраченные на отправку сообщений (в пресс-службе мэрии Грозного в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию повесили рубку).
Голосовать за мечеть много раз призывал в своем блоге Кадыров. В итоге к августу чеченская мечеть уверенно лидировала в списке современных достопримечательностей страны, и когда сей факт стал достоянием российской блогосферы, это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Национал-патриоты встрепенулись с кличем "Все активизируемся и голосуем за Коломенский Кремль! Голосовать можно три раза в день! Репост, репост, репост!" бросились накручивать результат Коломенского Кремля.
Понятно, что на уровне уже совершенно открытого противостояния "Кремль vs мечеть" у Чечни не оставалось шансов. В конце концов, рисовать нужный результат умеют не только кавказские избиркомы, у нас есть свои волшебники. Что Кадырову и продемонстрировали. Видимо, еще и напомнили, что попечительский совет Русского географического общества (один из организаторов конкурса) возглавляет лично Владимир Путин. Так что уже к воскресенью Кадыров поостыл и обратился к подданным с призывом не поддаваться на провокации и не вступать в пустую полемику: "Важно, что россияне голосуют за духовные ценности. Это признак возрождения Великой России. Вместе мы сильны!"
Одно только непонятно: зачем Кадырову вообще понадобилось до такой степени политизировать итоги конкурса. Особенно на фоне растущей исламофобии и набирающего популярность лозунга "Хватит кормить Кавказ?". Возможно, суть происходящего в том, что Чечня сейчас переживает период, очень сильно напоминающий российские "тучные нулевые": благополучная экономическая коньюнктура пришла на смену военной разрухе, кланы усмирены под рукой сильного правителя и федеральный центр вынужден с ним считаться. Наконец-то появились ресурсы для поиска национальной самоидентичности – этот поиск проявляется в амбициозных проектах вроде комплекса небоскребов "Грозный-сити", мечети "Сердце Чечни" (самой большой в Европе, между прочим) и даже попытках пересмотра границы с соседними республиками. Навязывание России чеченского символа - явление того же порядка. На этот раз Федеральный центр смог поставить Кадырова на место - пусть даже ценой сомнительных манипуляций и немалых убытков для российских компаний. А сможет ли в следующий?