К 1 октября все госкомпании и естественные монополии должны будут окончательно перейти на жизнь по 223-ФЗ (в частности, публиковать всю информацию о закупках на официальном портале zakupki.gov.ru ). Впрочем, несмотря на то что до часа икс осталось меньше месяца, участники рынка до сих пор не знают, что им грозит за неисполнение законодательных правил. А правила нарушать придется, сетуют заказчики, — как минимум в части обязательной интеграции с общероссийским сайтом.
Как рассказали РБК daily в ФАС, проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) все еще находится на стадии межведомственного согласования. «Согласование проекта — серьезный процесс, требующий детальной проработки. Сроки внесения согласованных поправок пока не определены», — пояснили в антимонопольной службе.
В случае если поправки не будут приняты до 1 октября, согласно КоАП на нарушившего 223-ФЗ заказчика не может быть наложен штраф, подчеркнули в ФАС. Впрочем, если поставщик попытается обжаловать сделку в суде, то согласно ст. 449 Гражданского кодекса суд может признать такую сделку недействительной. «Также согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» сделка также может быть признана недействительной по иску ФАС России», — отметили в ведомстве Игоря Артемьева.
Предполагается, что суммы штрафов будут не меньше, чем суммы, прописанные в законе о госзакупках (94-ФЗ). «Все суммы штрафов указаны в КоАП — наложение административного штрафа на должностных лиц составляет до 50 тыс. руб., а на юридических — до 500 тыс. руб. в зависимости от состава нарушения», — говорит гендиректор ОАО «ЕЭТП» Антон Емельянов, добавляя, что сохранение такой планки и для закупок госкомпаний — вполне адекватный шаг. «Не сильно важно, какая будет сумма штрафа. Важен тот факт, что штраф будет, и он будет взиматься согласно правовым нормам. Даже если сумма штрафа будет равна 10 тыс. руб., это будет очень неприятно бить по бюджетам компаний. Опять же штраф — это мера, которая заставляет внимательнее относиться к закону», — уверен он.
Другие участники рынка считают, что размер штрафов должен отличаться, поскольку 223-ФЗ и 94-ФЗ — две разные сферы, и схемы закупок в них разнятся, уверяет заказчик крупной госкорпорации.
«223-ФЗ предоставляет участнику закупки право обжаловать в ФАС действия (бездействие) заказчика в случае неразмещения им на официальном сайте положения о закупке либо информации о закупке. Пока не введены штрафы, никакой административной ответственности за это не будет. Однако основной риск для заказчика — отмена решений комиссий по торгам — уже будет реален. При этом само положение о размещении информации на официальном сайте в настоящее время проходит согласования в правительстве», — объясняет риски для госкомпаний член комитета по праву и законопроектной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX Ярослав Кулик.
ФАС пока сможет только рассматривать жалобы (на основании ч. 10 ст. 3 223-ФЗ), штрафы никто платить не может, подтверждает заказчик одной из крупных госкорпораций. Впрочем, такой законодательный пробел — ничто по сравнению с тем, что многие компании к 1 октября не успеют выполнить все требования 223-ФЗ. В частности, требование об обязательной интеграции: никто еще не успел этого сделать, добавляет собеседник РБК daily в другой госкомпании. Более того, из последнего драфта положения о размещении информации правила об интеграции вообще исчезли, добавляет источник, знакомый с ситуацией.
Сейчас под действие 223-ФЗ подпадает более 400 тыс. компаний. Примечательно, что изначально планировалось, что новые правила публикации наступят с 1 июля. К этому же сроку должны были появиться поправки в КоАП, регламентирующие наказание на нарушение правила 223-ФЗ.
Источник: rbcdaily.ru