Окрашивание
Вспомогательные материалы и инструменты
При покраске потолков используются разнообразные кисти, валики и другие инструменты, которые подбираются в зависимости от объема и сложности работ, а также от размера обрабатываемой поверхности.
Кисти являются основным инструментом для покраски. Чаще всего во время работы используются следующие их разновидности:
- плоская не слишком жесткая широкая кисть с хорошо закрепленной щетиной,
- круглые кисти, которые легко прокрашивают узкие места и искривленные поверхности.
Если необходима особо тщательная отделка поверхностей, потребуются другие виды.
Побелочная кисть – с ее помощью окрашивается самая значительная часть поверхности. Кисть имеет щетину средней жесткости длиной до 100 мм, прямоугольного сечения шириной 100 - 150 мм и толщиной 40 - 50 мм.
Кисть - флейц - также имеет прямоугольное сечение, но обладает меньшими размерами и более мягким волосом. Она используется для исправления дефектов окраски и для чистовой отделки поверхности в целом..
Кисть - макловица – толстая и широкая кисть, которой удобно обмахивать и обмывать неокрашенную поверхность или использовать в качестве торцовки.
Кисть - торцовка – с ее помощью окрашенный слой приобретает нужную фактуру.
Кроме кистей надо иметь под рукой некоторые другие инструменты: валик, несколько шпателей разной ширины, набор наждачной бумаги, защитные очки с простыми стеклами и резиновые перчатки.
Валик с ворсом средней длины используется для окраски больших участков потолка. При помощи валика с коротким ворсом можно сделать поверхность глянцевой. Валик с длинным ворсом незаменим при окраске шероховатой или текстурированной поверхности. Если есть возможность, лучше приобрести все три вида этого инструмента. Необходимо подобрать валик "по руке": он должен подходить по размеру, иметь удобную ручку, свободно и плавно вращаться на подшипниках. Чтобы работа с ним была максимально удобной, следует пользоваться также специальной ванночкой для краски и сеткой для освобождения валика от излишков краски.
Шпатель - инструмент, который используется во многих видах отделочных работ. При помощи шпателя можно очистить, выровнять и прошпатлевать поверхность. Шпатели могут быть стальные и деревянные, широкие и узкие, мягкие и жесткие.
Краскораспылитель, или краскопульт – еще один инструмент, при помощи которого производится окраска потолков. Воздух подается в краскопульт под давлением при помощи ручного или электрического насоса или пылесоса. Краскораспылитель применяется для работы на гладких, хорошо подготовленных, больших по площади участках. Он хорош также для окраски поверхностей гипсокартонных плит и обоев. У маляра, который не имеет опыта работы с этим инструментом, поначалу возникают трудности: засоряется выходное отверстие, краска расходуется впустую. Чтобы этого не происходило, надо правильно подобрать густоту краски и регулировать длину струи так, чтобы она составляла около 50 см. Зато, когда у мастера вырабатывается навык работы с инструментом, окраска идет быстро, аккуратно и качественно. Полученная поверхность выглядит исключительно ровной, гладкой и нарядной. Единственным минусом краскопульта является его высокая стоимость.
Очень важно тщательно ухаживать за инвентарем и содержать его в чистоте. По окончании работ все использованные инструменты следует промыть, просушить и оставить на хранение в специально отведенном месте.
Подготовка основания
Собственно окраске предшествует целый ряд подготовительных работ. Их качественное выполнение – залог того, что краска ляжет ровно и красиво, а средства и силы не будут потрачены напрасно. Прежде всего, необходимо хорошо укрепить и подготовить несущую поверхность потолка. Даже если потолок, который предстоит покрасить, находится в неплохом состоянии и не требует основательного ремонта, все равно необходимо провести хотя бы часть подготовительных операций. И только после этого можно приступать к самой легкой и приятной части работы – к окраске.
Окрашивание производится по штукатурному, бетонному, деревянному или специально подготовленному основанию из предварительно наклеенных обоев или гипсокартонных панелей.
Чтобы подготовить к окраске оштукатуренный потолок, нужно смыть старую побелку влажной губкой, старую краску или обои размягчить с помощью химического средства для смывки и снять шпателем. Выполнять это следует очень осторожно, иначе можно повредить поверхность штукатурки.
Когда обработанная поверхность высохнет, следует проверить надежность штукатурного слоя, простукав потолок. Если при этом обнаружилось много слабых мест и дефектов, слой придется заменить целиком или поставить заплаты из гипсокартона. Если же найдены небольшие трещины и щели, их заделывают шпателем. Затем несущая поверхность зачищается, шлифуется и подвергается грунтовке. После этого оштукатуренный потолок готов к окраске.
Подготовительные работы по бетонному основанию начинаются с заделывания швов между плитами. Для этого можно воспользоваться "строительным бинтом", или "серпянкой", изготовленной из ячеистой ткани, с заходом бинта на края на полтора - два сантиметра. Если такой материал отсутствует, швы заклеиваются герметиком или замазкой на основе ПВА. После высыхания швы шпатлюют, шлифуют и грунтуют. Иногда для окончательного устранения дефектов грунтовку приходится делать в два - три слоя.
После изготовления или перевозки на поверхности бетонной плиты иногда остаются масляные следы или пятна ржавчины. Избавиться от них можно с помощью специального химического раствора. Им нужно промыть пятно, а затем закрасить эту часть поверхности нитрокраской
Особенность подготовки деревянного потолка заключается в том, что вначале вырубаются сучья и пробки на глубину два – три миллиметра. Это делается для того, чтобы краска хорошо держалась и не трескалась. Чтобы не дать смоле проникнуть через краску, деревянная засмоленная поверхность зачищается. Заключительным этапом обработки деревянного основания является шпатлевка.
Гипсокартонные панели обеспечивают прекрасную поверхность для окраски. Потолок, обшитый гипсокартонными панелями, не требует дальнейшей подготовки. Однако перед обшивкой необходимо устранить грубые неровности потолка и произвести упрочняющую грунтовку. Тогда обновленная несущая поверхность будет лучше держать панели и дополнительно укрепится. Кроме того, панели обязательно нужно хорошо подогнать.
Обои – также с большим успехом используются в качестве основы для окрашивания. Они подчеркивают лучшие качества краски как потолочного покрытия. Обои прекрасно воспринимают и удерживают красочный слой, при этом укрепляя потолок. Наилучшим образом приспособлены для окрашивания обои из стекловолокна и рельефные обои из грубой плотной бумаги.
Основные приемы
Окрашивание поверхности начинается с размешивания краски, так как она, как правило, после долгого хранения становится неоднородной. Верхний слой жидкой краски нужно перелить из верхней части банки в запасную посуду, и в ней перемешать лопаткой густой остаток, пока густота и цвет не станут однородными. Затем полученная масса сливается обратно и снова все перемешивается. Размешивать лучше всего при помощи деревянной, а не металлической лопатки. Емкости желательно использовать пластмассовые, потому что на стенках металлической поверхности часто оказываются мусор и ржавчина. Если мусор все - таки попал в краску, не нужно пытаться вылавливать соринки по отдельности. Достать каждую не получится, а оставшиеся могут сильно испортить работу. Краску в этом случае лучше профильтровать через капрон или марлю. На поверхности старой краски обычно образуется пленка. Ее нужно осторожно удалить со стенок банки ножом или лопаткой, не разрывая и не перемешивая. Снятая пленка может быть использована для заделки щелей.
Чтобы получить новый цветовой оттенок, нужно понемногу добавлять в размешанную краску краситель, предварительно размешанный в отдельной посуде. Когда цвет приобретет требуемую интенсивность, оптимальную пропорцию объемов раствора красителя и краски надо записать. Тогда при приготовлении новой порции оттенок краски будет не светлее и не темнее первоначального.
Красочный слой должен получиться ровным, без разрывов и пропусков, одинаковой толщины. Толщина слоя зависит от количества краски, взятой на кисть, и от силы нажима. Если взять слишком много краски, она растечется и останутся потеки. Избыток краски отжимается о край посуды.
Работа кистью поначалу кажется простой, но при отсутствии опыта неизбежно возникают трудности. Чтобы привыкнуть к кисти и краске, лучше немного потренироваться на стене, а уже потом приступать к покраске потолка. Кисть надо держать под углом к поверхности и не нажимать на нее слишком сильно. Проходы делаются примерно одинаковой длины, в одном направлении.
Окраска при помощи валика идет быстрее и качественнее, чем работа кистью. Нужно только следить, чтобы он был пропитан краской равномерно, и чтобы она с него не капала. Для этого валик то окунают в краску, то прокатывают по решетке. Окрашивание начинается с угла в направлении "от себя". Первые проходы делают в виде буквы "М", захватывая площадь около одного метра. Затем намеченный квадрат закрашивается целиком. Мазки наносят, не отрывая валик от поверхности. Нажим на валик нужно усиливать по мере расходования краски.
После окончания работы валик кладут в ванночку или на тарелку, кисти в чистую банку с водой, банку с краской ставится на пластмассовую тарелку и прикрывается крышкой.
Нанесение рельефного узора
Можно выполнить окраску не обычным гладким слоем, а с нанесением рельефного узора. Для этого помимо обычных инструментов, используемых при покраске, потребуются валик с прорезями; валик с намоткой и зубчатый шпатель. Их можно приобрести в хозяйственном магазине или изготовить дома.
Чтобы нанести рельефный узор прямоугольной, круговой или волнистой формы, понадобится зубчатый шпатель. Его можно изготовить самостоятельно из небольшого листа пластмассы. Вначале из листа надо вырезать треугольник, далее по краю нарезать зубчики и готовое лезвие вставить в ручку.
Текстуру, похожую на кору дерева можно получить, натянув резиновые кольца на твердый резиновый валик или обмотав его шнуром. Узор будет состоять из продолговатых бороздок и выступов.
Узор из перемежающихся продолговатых полос с шероховатой поверхностью, разделенных гладкими участками, получается с помощью войлочного чехла с прорезями, надетого на деревянный валик.
Можно сделать узор сплошным по всей поверхности потолка или расположить рисунки в виде орнамента. Главное, необходимо добиться того, чтобы все рисунки получились более или менее одинаковой формы и размера. Нужно, немного потренировавшись, делать все движения валиком не спеша, аккуратно, четко прочерчивая узор. Поверхность потолка с нанесенным узором приобретает привлекательный и нарядный вид.
Роспись
Украсить поверхность можно также гладким рисунком. Нанести его можно по всей площади потолка, вокруг люстры или у стен, в виде бордюра. Рисунок может быть простой формы - в виде геометрического орнамента, или сложной - в виде листьев, цветов, экзотических животных...
Трафарет - позволяет получить рисунки сложной формы. Его изготавливают так. Лист плотного материала, например, картона или пластмассы, пропитывают олифой и кладут на него груз, чтобы распрямить. Затем вырезают трафарет. Чтобы нанести рисунки разных цветов, используют несколько трафаретов, по количеству применяемых красок.
Работа с трафаретом довольно непроста, поэтому удобнее делать ее вдвоем. Главное, на что следует обратить внимание при работе – краска не должна затекать под трафарет. Он должен быть плотно прижат к поверхности потолка. На кисть надо взять немного краски и наносить рисунок способом "торцевых ударов", держа кисть под прямым углом к поверхности. Тогда рисунок получится чистым и точным. Просто закрашивать трафарет нельзя.
Перед нанесением рисунка потолок окрашивается и просушивается. Затем делается разметка. На потолок наносятся прямые и кривые линии для прикладывания трафарета. На самом трафарете вырезают уголки, зубчики или кружки, и по ним совмещают рисунок, когда трафарет передвигается на следующий участок. По окончании работы трафарет просушивают, очищают от краски, и кладут под груз.
Рисунок может быть многоцветным или однотонным. Если в работе используются краски разных цветов, нужно иметь отдельную кисть для каждой краски. Небольшие дефекты исправляют маленькой кисточкой.
Окраска деревянных потолков
Деревянный потолок покрывается краской или лаком. Покрытие лаком предпочтительнее – лак позволяет сохранить и подчеркнуть красивый естественный рисунок дерева. Кроме того, поверхность, покрытая лаком, становится крепче и лучше сопротивляется влаге.
Нанесение лака требует тщательной подготовки поверхности дерева. Ее необходимо очистить, выровнять и зашлифовать, предварительно обработав морилкой.
Морилка - красящая жидкость, которая выделяет рисунок дерева и даже обычной древесине придает вид дорогой древесной породы . Она должна хорошо пропитать дерево, поэтому наносится на деревянную поверхность без какого - либо покрытия. Морилки светлых тонов лучше всего подходят для потолка. Нужно подождать, пока она полностью высохнет, затем можно наносить лак.
Пропитка для дерева, например, "пинотекс" – используется наряду с морилкой. Она «консервирует» поверхность, предохраняя древесину от гниения и старения. Кроме того, окрашенная пропиткой поверхность приобретает желтый, зеленый или другой приятный цветовой оттенок и красивый шелковистый блеск. Ее можно применять вместо лака.
Эпоксидные и полиуретановые лаки делают поверхность красивой, долговечной, придают дополнительную прочность и водостойкость. Они продаются либо готовыми к применению, либо в двух емкостях , тогда их содержимое нужно смешать непосредственно перед употреблением. Получится очень прочная смесь, которую нельзя оставлять на хранение и поэтому приходится расходовать полностью .
Алкидные или фенольные лаки придают дереву особенно интересный "мерцающий" оттенок.
Деревянный потолок может покрываться и краской. Чаще всего используют масляные или алкидные эмали. Если заранее прогрунтовать деревянный потолок 5% - ным раствором клея ПВА, можно воспользоваться также водоэмульсионной краской. Эпоксидная краска делает покрытие особенно прочным.
И все таки, потолок из натурального дерева, обработанный морилкой и покрытый лаком, очень украшает интерьер помещения, делает его особенно уютным и нарядным. Кроме того, дерево – самый экологичный материал, в отличие от синтетических панелей и плит.
Возможные дефекты окраски
Отслаивание краски может быть результатом того, что краска наносилась на загрязненную поверхность. Отслаивание происходит и когда на поверхности остались отпечатки грязных пальцев или потеки воска и масла. Отслоившуюся краску надо удалить, затем зачистить поверхность шпателем или пемзой и протереть подходящим для данной краски растворителем. После высыхания поверхности красочный слой наносится снова.
Появление пятен ржавчины или темных масляных пятен является довольно серьезным дефектом. Чтобы его устранить, придется целиком удалить пораженный слой штукатурки или бетона, затем тщательно его зачистить. После этого место дефекта промывается слабой кислотой или щелочью, просушивается, закрашивается нитрокраской и окрашивается заново.
Сморщивание красочного слоя происходит, если краска перед нанесением следующего слоя не успевает просохнуть. В результате образуется очень толстый красочный слой, который обязательно сморщивается со временем. Чтобы исправить дефект, прибегают к зачистке, шпатлевке и повторной окраске.
Если не просушить должным образом поверхность перед нанесением краски, она неизбежно вспучивается. Образовавшийся пузырь надо удалить, далее хорошо просушить поверхность и нанести краску заново.
Грубые следы от кисти можно закрасить кистью - флейц. Дефект появляется, если краска была слишком густой. Высохший красочный слой надо зачистить пемзой или зашлифовать наждачной бумагой, затем закрасить подпорченное место хорошо размешанной краской.
Бугорки и шероховатости появляются, когда слишком тонкий слой краски наносится на грубую, незашлифованную поверхность. Тоже самое может произойти, если плохо процедить или не размешать старую краску. Придется повторить зачистку и шлифовку перед повторным окрашиванием.
Разрывы или грубые стыки красочного слоя остаются на поверхности при неумелой работой кистью или валиком.
Чтобы избежать всех вышеописанных дефектов, следует со всей серьезностью отнестись к подготовке несущей поверхности, тщательно размешивать краску и выполнять работу без спешки, при равномерном освещении. Кроме того, следует внимательно оценить качество краски и инструментов и стараться не допускать нарушения технологии предварительных и основных работ.