Современная стремительная жизнь оставляет нам все меньше свободного времени, и с каждым годом мы становимся все свободней от всевозможных домашних обязанностей вроде приготовления обеда или мытья посуды. На обед или ужин вполне можно отправиться в ресторан, а большинство европейцев уже даже и завтракают вне дома. И хотя эта традиция у нас еще не прижилась, в скором времени это, видимо, произойдет.
Однако, несмотря на такой нерадостный «расклад», каждый дизайнер с именем считает своим долгом заняться проектированием кухонь. Дизайнерская кухня – это несомненный признак хорошо вкуса. В ней все должно быть сбалансировано, выверено по цвету и составу, приправлено новейшими тенденциями – прямо как в фирменном блюде от шеф-повара вашего любимого ресторана. Поэтому, пока мы хотя бы завтракаем дома, не лишним будет сориентироваться в кухонной дизайнерской моде, чтобы сделать пусть и краткое, но крайне значимое времяпрепровождение на собственной кухне максимально комфортным.
Законодатели стиля
В дизайне кухонь лидерство принадлежит итальянцам и немцам. При этом отличить кухню итальянскую от кухни немецкой довольно просто. Представители Апеннинского полуострова делают ставку на чувственность и экспрессивность, стремясь покорить потенциального покупателя с первого взгляда. Немцы же апеллируют к рациональности и основательности – визуально их продукция выглядит куда скромней, однако находит ничуть не меньше поклонников.
Именно итальянцы и немцы задают кухонную моду. Впрочем, последняя за несколько лет не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. Мода на кухни будто застыла и не желает меняться. Кухонный дизайн сегодня имеет несколько (а по большому счету всего две!) ярко выраженных и прямо противоположных друг другу тенденций.
Главным стилевым направлением в дизайне по-прежнему остается минимализм – на его основе базируется большая часть нынешних «кухонных систем». Эта тенденция абсолютно обоснована с точки зрения практичности, удобства и даже в некоторой степени экономии средств – минимализму не грозит устареть в ближайшие годы, и он довольно легко поддается трансформации. Другая же «кухонная» тенденция – возвращение моды на «фамильные» кухни: сентиментальные, трогательные, массивные, немного винтажные. Возобновление интереса к таким кухням после длительного перерыва объясняется довольно просто – они уютны, и именно в этом секрет их новой популярности. Высокотехнологичный век у многих вызывает весьма обоснованную тоску по домашнему уюту и домашней же кухне. Популярность традиционных кухонь сегодня довольно высока, поэтому многие фабрики открывают новые линии по их производству, разыскивают старые чертежи (при этом перелопачивают даже музейные архивы), все чаще используют ручной труд. Минималистичные и традиционные кухни различны – так же, как и те, кто их выбирает. Первые находят своих почитателей в лице обитателей шумных мегаполисов, тех, кого сегодня именуют модным словечком «метросексуалы», – они молоды, смелы и знают толк в дизайне, трендах и инновациях. Традиционные кухни выбирают совсем иные люди – те, кто по-настоящему ценит домашний очаг, кому знаком шарм большой семьи. Они старше, спокойней, они уже многого достигли и точно знают, чего хотят от жизни. При этом популярность минималистичных моделей лишь незначительно выше, чем традиционных. И те и другие на рынке всерьез и надолго.
Итальянские страсти…
Распространенная гипотеза о том, что именно Италия является родиной дизайна, определенно, имеет под собой основания. Итальянцы с успехом продвигают в массы новый дизайн привычных вещей и не менее успешно выдают хорошо известные разработки за новинки.
Кухни, производимые итальянскими фабриками в последние годы, имеют много общих черт. По большому счету и новые коллекции появляются в результате некоторого незначительного переосмысления прошлых: меняются цвета и материалы отделки, формы же остаются прежними. Строгая геометрия прямоугольных форм может быть воплощена как в нержавеющей стали, так и в дереве. Однако сталь практичней, строже и универсальней, поэтому в последнее время ведущие фабрики, такие как «Toncelli», «FEG», «Composit», отдают предпочтение ей. На смену темному тону дерева венге пришел светлый дуб. Глянцевые ламинированные панели, имевшие раньше яркую окраску красного, синего или желтого тонов, сегодня выпускаются в более спокойной гамме: в прошлом сезоне это был оливковый тон, ныне – цвет лаванды, вне модных тенденций – цвет топленого молока.
Минималистичные кухни становятся все выдержанней год от года: ящики лишаются ручек, все кухонные агрегаты прячутся внутрь, баночки-скляночки скрываются за перемещающимися дверцами-панелями. Это уже даже не минимализм, а пуризм.
Интерес к новым необычным материалам фабрики проявляют по-разному. Компания «Minotti Cucine» уже несколько лет успешно производит и продает кухни, в которых широкое применение получил натуральный камень – столешницы и рабочие поверхности выполнены из гранита и мрамора. Кухни хоть и выглядят несколько сумрачно, сами по себе представляют инсталляцию, достойную музея современного искусства.
Фабрика «Strato» известна своими «космическими» кухнями из титана. Эти прохладно поблескивающие громады обходит стороной капризная мода. Компания возвела форму, стиль и качество своих объектов в абсолют, потому приобретение такой кухни – это скорее вложение капитала, нежели его трата.
Именно итальянские фабрики преуспели в производстве традиционных кухонь. Большие столы, масса полочек и шкафчиков с разнообразной утварью, резные декоративные элементы – такая кухня сама по себе создает ощущение большого шумного дома, где всегда накрыт стол и ждут гостей. На такой кухне невозможно не готовить – она приобретается именно для этого! Именно такие – гостеприимные и душевные – кухни выпускает, например, фабрика «Francesco Molon». Сегодня они актуальны как никогда раньше, ведь в моде винтаж, а значит, натуральное, состаренное дерево, золочение и резьба – именно то, что нужно. Да и с годами такая кухня станет только лучше, превращаясь в неотъемлемую часть дома.
...и немецкая практичность
Продукция немецких фабрик всегда славилась своей безукоризненной практичностью и качеством. Немецкие кухни выглядят более солидно и основательно, в них нет итальянской экспрессии и энергетических всплесков, они в первую очередь – функциональные агрегаты, безупречно исполняющие свою работу. Их конструкции более тяжеловесны, а цвета сдержанны.
Признанным лидером немецкого «кухнестроения» долгие годы является компания «bulthaup». Дизайнеры и инженеры этой фабрики создают, по их собственной формулировке, «архитектуру кухни». Просчитанные до мелочей конструкции исполнены в основном из стали, реже применяется деревянная отделка. Как раз такие кухни берут за основу для будущих разработок молодые дизайнеры – эти архитектурные объекты уже стали классикой.
Немцам не свойственно украшательство, каждый элемент кухни либо функционален, либо многофункционален, дверцы открываются беззвучно, инструменты появляются из ниш и «вырастают» из поверхности столешниц, контейнеры скользят по полозьям… Каждая деталь при этом сама по себе уже является украшением. И если у итальянцев минимализм только переходит в пуризм, то у немцев этот переход уже давно завершен.
Достойные объекты кухонного дизайна выпускают такие фабрики, как «Miele» и «Poggen Pohl», у них форма и функция слились воедино. Такие модели, начиненные суперсовременной техникой, требуют к себе почтительного отношения и не выносят суеты и небрежности. Они способны задать тональность интерьеру целого дома, но при этом не обязывают вас срочно учиться готовить. В данном случае гостей приглашают уже просто затем, чтобы дать им возможность полюбоваться модным шедевром и заслужить авторитет ценителя предметного дизайна.
А приготовление обеда на 12 персон вовсе не обязательно, ведь даже открытая бутылка вина в сочетании со свежим хлебом будут смотреться на дизайнерской кухне гармонично и роскошно. |