Мониторинг строительного рынка Санкт-Петербурга - постоянное исследование, проводимое компанией «КОМКОН-СПб». Периодичность исследования – каждые полгода. Исследование состоит из двух частей: часть первая – опрос петербургских семей, объем выборки - 2500 человек; часть вторая – опрос компаний, специализирующихся на ремонтных и строительных работах, объем выборки - 100 компаний. В статье приведены данные, полученные в ходе волны весна-осень 2002 года, части 1, 2.
Исследования строительного рынка
Внутреннюю отделку помещений в период с апреля по сентябрь 2002 года выполняли 79% от числа всех опрошенных строительных компаний, при этом 10% из них привлекали сторонних специалистов. Отделку стен смело можно назвать обязательной составляющей в комплексе внутренних отделочных работ.
Самым распространенным из всех, используемых для отделки помещений, материалом были и остаются обои (оклеивание обоями выполняли 92% организаций, производивших внутреннюю отделку). Стабильность спроса на данный товар объясняется тем, что ремонт с применением обоев – это возможность быстрого, легкого и относительно недорогого обновления помещения.
За рассматриваемый нами период в 40% случаев строительные компании использовали для отделки помещений бумажные обои, в 30% - различные типы виниловых и примерно в таком же количестве – все остальные разновидности обоев (пенообои, стеклообои, жидкие и/или текстильные обои). Тип обоев важен всего для 12% от числа опрошенных строительных компаний, такие факторы выбора, как дизайн и цвет оказываются более значимыми при покупке (38,4% и 19,2% соответственно). Показательно, что в 67,1% случаев выбор обоев осуществляют сами заказчики, которые, как правило, не являются специалистами по отделочным работам и ориентируются, главным образом, на собственный вкус, общий дизайн помещения и практичность используемых материалов. Тем не менее, более чем для половины строительных компаний (для 61,6%) определяющим фактором выбора обоев остается их качество.
Страна-производитель и марка обоев значимы для 6,8% и 4,1% компаний, профессионально занимающихся ремонтом и строительством. Самой известной традиционно остается марка «Белорусские обои» (69,9%), высокий уровень осведомленности о ней покупателей поддерживается одноименной сетью магазинов. Обои Rasch и Marburg, названные 28,8% и 23,3% опрошенных соответственно, не в последнюю очередь обязаны своей известностью грамотной стратегии продвижения, выбранной компаниями-дистрибьюторами. Марка «Полиплен» - виниловые обои, которые до недавнего времени выпускал завод «Полимерстройматериалы», названа 28,8% опрошенных. Однако «полиплен» - это одновременно и один из типов отделочных материалов (который может выпускаться несколькими производителями), поэтому не исключено, что часть респондентов просто смешивает эти понятия.
Предпочтения по странам-производителям обоев практически не меняются на протяжении всех волн исследования. С апреля по сентябрь прошлого года обои производства Белоруссии и России использовали 68,5% и 67,1% опрошенных строительных организаций, обои немецкого производства – 56,2%, а 21,9% приобретали английские обои.
Популярные сферы деятельности
За исследуемый период времени 68,4% опрошенных компаний (из числа занимающихся внутренней отделкой помещений) выполняло такой вид работ, как обшивка стен панелями. Этот показатель выше, чем в прошлую волну исследований (октябрь 2001 г. – апрель 2002 г.) на 2,5%. Можно отметить, что, начиная с 2001 года, доля строительных компаний, применяющих при ремонте помещений стеновые панели, увеличивается.
Наиболее популярны сейчас стеновые панели, изготовленные на основе древесно-стружечных материалов (ДСП), их применяли для отделки стен 63% опрошенных компаний. Пластиковые панели пользуются таким же спросом, как и панели МДФ (мелкодисперсная древесная стружка), их приобрели 51,9% строительных компаний. Несколько менее популярны панели из ПВХ – 44,4%. Безусловное предпочтение отдается панелям с ламинированной поверхностью (75,9% компаний). Пробковые покрытия (к этой группе отнесены также корковые) использовали при отделке стен только 18,5% опрошенных компаний. Невысокий спрос на эту группу материалов для отделки стен связан с его новизной и непривычностью, высокими ценами на покрытия, изготовленные на основе пробки и корки, недостаточной осведомленностью потребителей о свойствах и возможностях этих разновидностей стеновых отделочных материалов. Стеновая филенка – также сравнительно недавно появившийся на рынке материал, к тому же возможности ее применения для внутренней отделки помещений ограниченны, поэтому она также пользуется небольшим спросом - лишь 14,8%.
Больше половины опрошенных строительных компаний (59,3%) использовали декоративные панели российского производства, порядка трети респондентов приобретали панели производства Германии (33,3%) и Финляндии (29,6%).
При выборе ламинированных панелей профессионалы-отделочники в подавляющем большинстве предпочли материалы импортного производства – 65,9%, отечественные ламинированные панели - 29,3%, а изготовленные в России по иностранным технологиям – 2,4%. По всей видимости, останавливая свой выбор на импортных материалах для отделки стен, потребители ориентируются, главным образом, на внешний вид панелей – разнообразие расцветок, качество покрытия и т.д. Предпочтение импортным производителям отдают при покупке пластиковых панелей (64,3%) и стеновой филенки (62,5%), при покупке панелей ПВХ и пробковых покрытий спрос на продукцию иностранного и отечественного производства примерно одинаков. Спрос на импортные панели, изготовленные на основе МДФ, несколько превышает спрос на МДФ-панели отечественных производителей (50% и 39,3% соответственно), 10,7% опрошенных приобретали МДФ-панели, изготовленные в России по иностранным технологиям.
Стеновые панели воспринимаются большинством потребителей как материал, в первую очередь предназначенный для отделки офисных и жилых помещений. Их применяют в редких случаях, поэтому спрос у населения на эту группу отделочных материалов никак нельзя назвать высоким: в апреле-сентябре 2002 г. панели для стен покупали 1,5% опрошенных (39 семей из 2500). Планируют их приобрести в ближайшие три месяца 3,2% семей. Для успешного продвижения продукции на рынке строительных материалов производителям стеновых панелей и компаниям-поставщикам желательно учесть неосведомленность широких слоев населения о возможностях использования этой группы материалов для отделки жилья.
Очень популярна облицовка стен с использованием облицовочной плитки (97% компаний, производивших внутренние отделочные работы, использовали настенную кафельную плитку), но этот вид стройматериалов требует отдельного обстоятельного разговора. |