Декоративные страсти на Maison&Objet
Из всех международных выставок, посвященных интерьеру, вряд ли найдется более интересная и полезная для дизайнера-декоратора, чем парижская Maison&Objet. В профессиональных кругах эта выставка пользуется непререкаемым авторитетом.
Те, кому удалось стать ее экспонентом, по праву гордятся этим, ведь благодаря жесткой отборочной политике принять участие в Maison&Objet может далеко не каждый желающий.
Волшебный эликсир
В конце января Париж пестрил рекламными щитами, сообщающими многочисленным приезжим, что они попали ни куда-нибудь, а в творческую столицу мира. Убедиться в этом смогли как минимум те, кто посетил выставочный комплекс Paris-Nord Villepinte. Именно на этой площадке салон Maison&Objet в течение 5 дней демонстрировал самые актуальные и креативные дизайнерские подходы к оформлению интерьера.
Эту выставку посещает подготовленная публика, поэтому здесь не боятся шокировать или быть непонятыми. Большинство идей на Maison&Objet концептуальны, но при этом многие из них адаптированы к применению в реальных интерьерах. Все это в сочетании с невероятными масштабами привлекает сюда и декораторов, и бизнесменов, и журналистов со всего мира (правда, среди журналистов из Екатеринбурга в этом году мы были единственными). Выставка Maison&Objet состояла из 11 подразделов, каждый из которых был обозначен собственной тематикой, а большинство - приправлено идеей антикризисное™. Бороться с паническими настроениями и стрессом предлагалось несколькими способами.
На сайте представлено большое количество фотографий дизайна интерьера, в том числе
дизайн интерьера ванны с душевой кабиной.
Первый подраздел «ethnic chic» (этнический шик) призывал отвлечься от городской и индустриальной суеты, вдохновившись товарами, привезенными из отдаленных уголков планеты - Мали, Сенегала, Эфиопии, Египта...
Это очень самобытные и колоритные предметы интерьера: мебель, ковры, посуда, выполненные вручную африканскими мастерами. Надо сказать, что идея обращения к этнике, природным формам, материалам, оттенкам, народным ремеслам, отраженная в этом павильоне, прослеживалась во всех отделениях выставки, обозначая «возврат к истокам» как основной тренд года.
Те, кому это оказалось не близко, могли найти антикризисные предложения в павильоне Scenes d'interieur, созданном под лозунгом «luxury-терапия». Эти 11 700 кв. м были заняты самыми престижными игроками рынка и изобиловали предметами роскоши и искусства, мебелью ручной работы и антиквариатом. Действенное средство от стрессов - в окружении такой красоты забываешь обо всем!
Посмотреть и выбрать необходимый светильник, бра, настенную лампу не выходя из дома, можно тут. Это первая поисковая система по интернет-магазинам мебели и товаров для дома, где представлен широкий выбор товаров.
Еще один вариант отвлечься от действительности - посетить павильон «cote deco». Здесь можно было окунуться в атмосферу разных исторических стилей и эпох.
Для ценителей истории оказалось интересной и другая площадка Maison&Objet под названием «musees», где демонстрировались экспонаты из коллекций различных музеев мира.
Подраздел «la table» (все для стола и сервировки) предлагал не бежать от реальности, а адаптироваться к новым экономическим условиям. Его участники декларировали, что этот год - не время посещать модные рестораны. Люди станут больше ходить друг другу в гости, да и вообще чаще ужинать дома. Искусство сервировки в тандеме с дизайном интерьера дадут им многочисленные возможности попробовать что-то новое, получить удовольствие от хорошей еды независимо от того, подается ли она на подносе перед телевизором или за банкетным столом. Любопытно, что ИД ЮНИВЕР ПРЕСС еще осенью предугадал эту тенденцию нынешнего года и провел в Екатеринбурге акцию «Дизайн еды. Дизайн со вкусом».
Вообще в связи с кризисом роль дома в жизни человека стала еще более значимой. В нестабильной обстановке именно дом оказывается самым ценным убежищем, обеспечивающим возможность помечтать о лучшей жизни. Это место для экспериментов и изменений, которые могут стать лучшим средством от депрессии.
Данная тенденция отразилась и на дизайне в целом. Голый функционализм и hi-tech сегодня не в почете. Повысился интерес к решениям с высокой декоративной ценностью (отсюда популярность ремесленных изделий), а также в моде то, что называется slow-tech, - простые и чистые формы в сочетании с природными оттенками и материалами.
Больше, чем дом
Выставку Maison&Objet всегда отличало стремление всесторонне и очень детально подойти к дизайну интерьера, уделяя пристальное внимание декоративной функции предметов и материалов. Но в последние годы ее концепция выходит за пределы домашнего декора, охватывая все новые сферы дизайна. Так, в этом году одним из крупнейших разделов выставки стала площадка outdoorjndoor, посвященная экстерьерным идеям: оформлению приусадебных площадок, садов, террас, балконов.
Уже второй год подряд на зимней сессии Maison&Objet уделяется особое внимание мебели, которая представляется на отдельной выставочной площадке - в разделе Meuble Paris. Конечно, этот раздел выставки по своим масштабам и количеству экспонентов не может составить конкуренцию мебельным экспозициям Милана и Кельна, зато здесь можно познакомиться с огромным количеством французских производителей, чья мебель отличается высоким стилем и безупречным вкусом. Одной из традиций парижской выставки стало определение ключевых фигур в мире дизайна.
В этом году этого звания удостоились четыре персоны, имеющие свой неповторимый дизайнерский почерк, - Карл Лагерфельд, Франсуа Азамбур, Винсент Ван Дуйсен и Жан-Мари Массо. Они приняли участие в создании ряда тематических выставочных инсталляций.
Сюрреальные коктейли от Heimtextil
С 14 по 17 января во Франкфурте состоялась 38-ая международная выставка текстильной промышленности Heimtextil, которая по праву носит статус главного события в своем сегменте.
В этом году главная текстильная ярмарка выглядела значительно скромнее презентаций прошлых лет. Ряд европейских фабрик, в том числе некоторые бренды, отказались от участия. На этом фоне особенно заметным было решительное наступление производителей из стран Востока и Азии. Рассмотрим тренды, которые, по версии Heimtextil, должны побуждать дизайнеров к творчеству.
Illusionist . Природная человеческая красота заключается в сюрреалистически преображенные формы. Это настроение, которое требует света и воздуха. Обивки мебели, напоминающие продолжение человеческого тела, прозрачные занавески, мягкость форм в предметах обстановки. Вещи - нечто большее, чем они кажутся.
Time traveller. Лучшие сокровища прошлого сохраняются, покрываются патиной или облачаются в сверкающие новые одежды, приукрашенные, декорированные вышивками, чтобы создать основу для восстановления нашего культурного наследия. Обращаясь к изысканному декору, мы стремимся к бескомпромиссной роскоши.
Fortune teller. Причудливый, эксцентричный, вдохновленный свободным духом коллаж, в котором соединяются старые, пожившие ткани, рукотворное мастерство и мировой фольклор.
Alchemist . Это бесконечная интрига, интерес к острым краям, чарующему мерцанию металла и камня. Архитектурные влияния присутствуют в каждом аспекте, грани, изгибе, объеме.
Witchcraft . Мистическая сторона природы выступает в качестве основы для подражания: в искусственной коже, волосах, мехе, перьях. Органические поверхности, наподобие мха и древесной коры, вдохновляют на создание натуральных текстур, словно тронутых эрозией, разрушенных морозами и дождями. Винтажные и состаренные ткани соединяются с природным началом, ремеслом и технологиями. Это можно сделать и студия дизайн интерьера Екатеринбург.
Enchanted. Фантазийный мир из пластика, пузырьков и шлепков приходит в жизнь в виде пленительного и веселого блюда из искусства, науки и технологи. Он выходит далеко за пределы нормального человеческого рассудка. Это комический хаос, где все правила отброшены, а плохого вкуса не существует.
Немецкий прагматизм на IMM Cologne
С 19 по 25 января немецкий Кёльн принимал участников и посетителей одного из самых масштабных и знаковых мебельных показов года - международной выставки IMM Cologne-2009. Свои достижения продемонстрировали более 1 ООО экспонентов из 50 стран. В пору, когда даже очень состоятельные люди начинают считать деньги, приобретение предметов, формирующих стиль жизни, отходит на второй план. Шеф-редактор журнала «Современный дом и офис» Галина Букова, посетившая выставку, смогла оценить на месте, отразился ли финансовый кризис на мебельной индустрии.
IMM Cologne-2009 не принесла особых открытий, впрочем, откровений в дизайне от нее никто особенно и не ждал: по давно сложившейся традиции, большая часть экспонентов этой выставки - производители из Германии. Немецкие мебельщики славятся добротностью, эргономичностью, здоровым консерватизмом и непринятием чрезмерного декорирования. Они не увлекаются авангардными исканиями, предоставляют возможность совершать революции в мебельном дизайне итальянцам, отсутствие которых, как и производителей из Франции, ощущалось на кельнской выставке очень остро. Мы не беремся утверждать, что их не было вовсе, но, по сравнению с показами прошлых лет, число участников из других стран резко сократилось - лишь немногие «южане» решили выступить в Кельне в этом году. Итальянцы традиционно придерживают основные новинки для миланской I Salone, но в этот раз Кельну совсем ничего не перепало. Многочисленные повторы старых коллекций навели на грустные размышления: мебельные фабрики замерли в ожидании лучших времен.
Простота и сдержанность, отказ от очевидной де-монстрации богатства, чрезмерной декоративности, преобладание неброских красок, нейтральных тонов - основная концепция мебельного дизайна, сформулированная на IMM Cologne. Не хуже можно найти дизайн интерьера Екатеринбург.
«Угловатая геометрия», «рубленные» формы сегодня не в почете, приветствуется более «мягкий» дизайн, пластичность, плавные линии - такая мебель уютна и располагает к релаксу. К этому подходу к формообразованию склоняются Tokujin Yoshioka (кресло для Driade), Marc Newson (шезлонг для Capellini), Philippe Negro (коллекция кресел для Ligne Roset) и др.
Как всегда в Кельне преобладала мебель, тяготеющая к простоте и ясности конструктивных решений (Ben van Berkel, каркасные кресла для Walter Knoll; Bertjan Pot, Slim office для Arco; Tim Kerp, модульные блоки для сиденья).
В качестве цветовых трендов сезона были заявлены белый, баклажан (часто в тандеме с ярким оливковым). Впрочем, яркие краски тоже не забыты мебельщиками.
1. Moon chair. ТОМ Ad.
2. Кресло. Homebasic.
3. Многофункциональная панель под плазму. Bacber Tische.
4. Кресло. Bretz Wohntraume.
5. Стул. AdntiH Serhest Furniture.
6. Пластиковый стул от дизайнера КШаи Schiudler.
7. Кресло. Tontond>cspa.
8. Расплывчатый» шкаф, созданный дизайнерами Hatban Wierink, Tineke Beunders.
9. Rocking Chair. ВгиЫвЩфоШ.
10. Стулья. PLANK.
11. Диван. CarpaneUi.