Актуальность анализа и обобщения современных исследований по истории региональной архитектуры очевидна. Как ни странно, но даже в условиях «продвинутых» информационных технологий при помощи интернета невозможно получить полную картину состояния исследований в этой области. Тем не менее, теоретическая и практическая значимость проведения такой аналитической работы весьма высока. Без нее невозможно дать оценку того, насколько далеко продвинулись историки уральской архитектуры в изучении данной проблемы, какие исследовательские задачи им удалось решить и что предстоит сделать в перспективе.
Основы исследований в области истории архитектуры Урала были заложены в трудах К.Т. Бабыкина, Н.С. Алферова, Л.П. Холодовой, А.А. Старикова, В.Е. Звагельской, А.Ю. Каптикова, А.М. Раскина и других известных уральских архитекторов и искусствоведов.
Все работы по истории архитектуры можно условно разбить на четыре группы.
Первая группа – это обобщающие труды по истории Урала, в которых
архитектура и градостроительство не являются предметом специального исследования, но фрагментарно отражены как составная часть прошлого и настоящего региона. Вторая группа – обобщающие работы по истории
архитектуры. Третья группа – книги и статьи, посвященные отдельным памятникам истории и культуры и историко-культурному наследию в целом. Четвертая группа – работы, в которых отражено творчество и жизненный путь известных уральских архитекторов.
В рамках одной научной статьи не представляется возможным проанализировать весь массив литературы по истории архитектуры Урала. Поэтому в данной статье исследуется литература, вышедшая в последние два десятилетия, когда гуманитарная наука вышла на новый уровень, освободившись от многих догм и стереотипов, а исследователи получили доступ к ранее закрытым источникам и смогли более объективно оценивать те или иные факты, события, явления.
К первой группе обобщающих трудов можно отнести такие фундаментальные работы, как «Уральская историческая энциклопедия» и «Екатеринбург.
В них содержатся обзорные статьи «Архитектура», «Градостроительство», «Гражданская архитектура», «Промышленная архитектура», статьи-справки, посвященные отдельным выдающимся объектам архитектурного наследия, а также биографии известных уральских архитекторов, внесших значительный вклад в проектирование промышленных, культовых и гражданских зданий и сооружений (М.П. Малахов, И.И. Свиязев, Ю.О. Дютель, А.Б. Турчевич, М.Я. Гинзбург, К.Т. Бабыкин, Н.С. Алферов, Г.И. Белянкин и др.). Вопросы проектирования, строительства и реконструкции крупных заводов металлургического комплекса Урала частично нашли отражение и в другом энциклопедическом издании, вышедшем к 300-летию уральской металлургии.
Методологическое значение для изучения истории уральской архитектуры, на наш взгляд, имел доклад А.А. Старикова на Всероссийской научной конференции, прошедшей в 2001 г. и посвященной 300-летию Каменска-Уральского. В докладе на основе глубокого ретроспективного анализа показаны основные этапы развития архитектуры Урала в ХХ в. от модерна и конструктивизма до неоклассицизма, неомодерна и постконструктивизма. Автор делает вывод, что современной архитектуре Урала не хватает «остроты и яркой образности». Для достижения данных качеств необходимо учитывать достоинства богатого историко-культурного наследия.
Среди работ по истории культуры Урала, где нашли отражение вопросы прошлого и настоящего архитектуры региона, следует назвать монографию И.Г. Малковой и коллективный труд «Урал: маршруты культуры». И.Г. Малкова показывает, как позитивные, так и негативные примеры работы в области сохранения и актуализации историко-культурного наследия. Среди позитивных – создание Горнозаводского музея в г. Нижнем Тагиле. Нельзя не согласиться с автором, что «пора решительно отказаться от практики менять свое отношение к культурно-историческому наследию в зависимости от политических перемен и по конъюнктурным соображениям».
В 2012 г. вышел в свет фундаментальный труд «Урал: маршруты культуры», в котором впервые в обобщенном виде представлен «культурный ландшафт» Урала, определяемый яркими, незаурядными в своей художественной ценности явлениями и процессами. Во вступительной статье (сжатой, но весьма емкой) Л.А. Закс попытался выявить корни уникального по масштабам и достижениям феномена уральской культуры, которые, по его мнению, берут начало в эпоху петровско-демидовской модернизации, совпавшей по времени с первым российским Ренессансом. В книге впервые обобщенно представлены учреждения культуры, а также фестивали, конкурсы и другие яркие культурные события. Отдельные разделы посвящены литературе, театру, музыкальному творчеству, изобразительному искусству, музеям, архитектуре, декоративно-прикладному искусству и т.д. И хотя книга имеет научно-популярный характер, но вносит существенный вклад в историографию культуры Урала ХХ – начала ХХI в.
В разделе «Архитектура» дана краткая характеристика историко-культурному наследию Свердловской области, где насчитывается 1682 архитектурных и исторических памятника в составе 1217 объектов культурного наследия. Далее в хронологическом порядке приводится описание наиболее значимых памятников, начиная от первых значимых сооружений ХVIII в. до советского неоклассицизма второй половины ХХ в. Завершается раздел характеристикой архитектуры Екатеринбурга конца ХХ столетия и начала ХХI в. Здесь даны примеры наиболее удачных архитектурных проектов, реализованных на практике: гостиница «Хайят» и башня «Исеть», деловой центр «Онегин», аэропорт «Кольцово» и др. К сожалению, в книге нет критического анализа достижений и проблем современной архитектуры, что, впрочем, характерно для представительских изданий.
Обобщающих работ по истории архитектуры Урала в последние два десятилетия издано сравнительно немного, но все они, как правило, носят фундаментальный характер. Заметным явлением в науке, несомненно, стало появление монографии Р.М. Лотаревой, посвященной городам-заводам России. Города-заводы стали уникальным явлением в мировом архитектурно-градостроительном процессе. В предисловии к книге А.А. Стариков справедливо отмечает: «Культура пространственной организации городов-заводов России была настолько высока, что во многом предвосхитила последующие формы урбанизации.
Здесь мы сможем увидеть первый опыт создания территориальных систем расселения, производственных комплексов, специализации и кооперации предприятий в рамках горных округов, сбалансированного соотношения градообразующих и малых ремесленных производств».
В книге проанализированы территориальное размещение, виды производственных, общественных и жилых зданий и сооружений, градостроительные особенности различных городов-заводов. Исследование основано на широкой источниковой базе, включающей как опубликованные, так и архивные материалы. Монография Р.М. Лотаревой – самое полное и глубокое научное издание по истории архитектурно-градостроительной культуры России рассматриваемого периода.
Традиционно уральские исследователи уделяют большое внимание архитектуре конструктивизма. Здесь сложилась своя школа истории конструктивизма – уникального явления в архитектуре первой трети ХХ в. Серьезные работы по истории уральского конструктивизма изданы такими специалистами, как Л.Н. Смирнов, Л.И. Токменинова, А.А. Стариков и др. В книге Л.Н. Смирнова «Екатеринбург: наследие конструктивизма» впервые представлен уникальный архитектурный стиль во всем его многообразии и деталях. На страницах издания запечатлены 140 зданий, ставших символами авангардной архитектуры 20–30-х гг. ХХ в.
Конструктивизм в архитектуре – явление мирового значения. Поэтому вполне закономерно, что в начале ХХI века установились тесные научные связи по изучению конструктивизма между российскими и немецкими учеными. Крупный научный семинар на данную тему состоялся в Екатеринбурге в августе 2008 г. Материалы семинара охватили широкий круг проблем изучения, сохранения, использования и актуализации наследия модернизма в Германии и России (на примере Урала). Показан опыт совместной практической деятельности специалистов с участием студентов Баухауз-университета и Уральской государственной архитектурно-художественной академии на объекте культурного наследия (Веймар).
Обсуждались как теоретические проблемы наследия архитектуры модернизма в Европе и на Урале, так и практические вопросы проектов реконструкции Торгового корпуса и фабрики-кухни Уралмашзавода.
Советская авангардная архитектура привлекает пристальное внимание и зарубежных исследователей. Примером тому служит фундаментальный труд «Потерянный авангард» Р. Пэра и Жана-Луи Коэна, впервые изданный в 2007 г. в США и в том же году переведенный и опубликованный в России издательством «Татлин». Однако зарубежные издания требуют, несомненно, отдельного рассмотрения и глубокого анализа.
Наиболее крупным исследованием по истории архитектуры Урала является шеститомная серия «Стили в архитектуре Свердловской области», получившая высокую оценку ученых, широкой общественности и удостоенная премии губернатора Свердловской области. Очерки известных уральских архитекторов и искусствоведов В.Е. Звагельской, А.Ю. Каптикова, А.М. Раскина, Л.Н. Смирнова охватывают все стили в архитектуре Урала с ХVII до середины ХХ в. – барокко, классицизм, эклектику, модерн, конструктивизм и неоклассицизм.
Достоинствами всех книг являются не только максимально широкий охват проблемы исследования и солидный материал, включая иллюстративный ряд, но и глубокий анализ проблемы в широкой исторической и социокультурной динамике развития Уральского региона. История архитектуры представлена как сложный процесс генезиса идей, творчества зодчих, проектов, воплотившихся в конкретные здания, сооружения, ансамбли, имеющие непреходящую историко-культурную ценность.
Культурному наследию Урала посвящен ряд специальных исследований, среди которых в первую очередь следует выделить двухтомный «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Первый том рассказывает об объектах культурного наследия, расположенных на территории МО «Город Екатеринбург». В книге помещен историко-градостроительный очерк о Екатеринбурге, статьи о более чем 400 памятниках истории и культуры, которые сохранились до настоящего времени, а также список утраченных объектов. В предисловии отмечается, что издание имеет справочно-энциклопедический характер и содержит обширный научный материал, который может быть полезен, прежде всего, специалистам – историкам, архитекторам, искусствоведам, реставраторам и др.
Второй том «Свода памятников» посвящен объектам культурного наследия, находящимся на территории Свердловской области (за исключением Екатеринбурга).
Книга содержит историко-градостроительный очерк о городах области, прежде всего имеющих статус исторических городов, а также статьи более чем о 450 памятниках истории и культуры, сохранившихся на территории области. Издание раскрывает региональную специфику градостроительных композиций, типологию архитектурных сооружений, значительное место в которой занимают промышленная архитектура и храмовое зодчество.
Культурному наследию исторических городов Урала посвящена еще одна интересная книга, вышедшая в 2007 г.,
– «Знаменитые памятники архитектуры Свердловской области». Во введении представлен краткий очерк истории архитектуры Среднего Урала. Отдельные разделы раскрывают уникальные архитектурные объекты на территории Верхотурья, Меркушино, Невьянска, Быньги, Нижнего Тагила, Екатеринбурга. Специальная часть книги посвящена Музею народного искусства и деревянного зодчества в Нижней Синячихе – жемчужине культурного наследия Урала. Свято-Троицкий и Крестовоздвиженский соборы в Верхотурье, храмовый ансамбль в с. Меркушино, Невьянская башня и другие объекты культурного наследия имеют, по мнению авторов, и с этим трудно не согласиться, уникальное историческое и художественное значение не только для региона, но и России в целом.
К 290-летию столицы Среднего Урала вышел в свет фотоальбом «Екатеринбург», также посвященный историко-культурному наследию города. В 8 разделах, каждый из которых содержит краткий исторический экскурс, представлены фотографии из прошлого и настоящего города.
Каждый раздел – это одно из знаковых мест Екатеринбурга, по которому читатель может прогуляться, наблюдая достопримечательности, сравнить, как они выглядели в прошлом и выглядят в настоящем.
Данное издание является, на наш взгляд, весьма неудачным примером презентационного фотоальбома, изданного на двух языках – русском и английском. Во-первых, вызывает недоумение, почему выбраны именно эти восемь достопримечательных площадок (площадь 1905 года, улица Вайнера, улица 8 марта, «вдоль Исети» и т.п.), хотя в городе имеются и другие, не менее «достопримечательные» места.
Во-вторых, описание достопримечательностей не содержит новизны, в основном повторяя известные факты и характеристики тех или иных объектов. В-третьих, многие иллюстрации по качеству исполнения и композиции не выдерживают критики (см., например, фото памятника Я.М. Свердлову на с. 179), а подписи под объектами монументального искусства (памятники Д.Н. Мамину-Сибиряку и П.П. Бажову) вызывают, мягко говоря, удивление: «Бюсты на Плотине городского пруда» (с. 80). На многих страницах подписи под иллюстрациями вообще отсутствуют. В-четвертых, крайне низким представляется уровень полиграфического исполнения данного «презентационного издания».
Современной архитектуре Урала рубежа ХХ–ХХI вв. посвящено сравнительно немного работ, кроме того, большинство из них носят не столько научный, сколько популярный и рекламный характер. Примером тому может служить интересный сборник «Актуальная архитектура. Сделано в Екатеринбурге», авторами которого выступили известные уральские архитекторы: Б. Демидов, Е. Трубецков, В. Золотарев, В. Каганович, А. Куковякин, А. Раевский и другие, а также профессор из Франции Жан-Франсуа Кабестан]. В целом в статьях специалистов дается высокая оценка архитектуре современного Екатеринбурга.
Большинство авторов – разработчики проектов знаковых сооружений города. Может быть, отсюда некоторая недоговоренность или определенная интрига. На наш взгляд, в реальной практике не удалось достигнуть главного – обеспечить гармонию инноваций в архитектуре современного Екатеринбурга и традиций прошлых эпох, гармонии пространства и «точечной застройки», которая повсеместно стала архитектурно-градостроительной проблемой ХХI в.
История архитектуры – не только и не столько история зданий и сооружений.
Проектирование
и
строительство – это творческий процесс, главным субъектом которого является архитектор. Уралу повезло на целую плеяду выдающихся зодчих, чьи имена навсегда вошли в историю региона и страны в целом.
Несомненный интерес представляют научно-справочные издания, в которых содержатся краткие сведения биографического характера о зодчих Урала. Под эгидой Свердловской организации Союза архитекторов России в 2003 г. вышел справочник энциклопедического характера «Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области», где представлены анкетные данные около 500 членов Уральского отделения Общества современных архитекторов (УООСА), основанного в 1928 г., Свердловского отделения Союза советских архитекторов, преобразованного в 1993 г. в Свердловскую организацию САР. В книге опубликованы краткие биографии членов творческого союза за период с 1928 по 1998 г. В издании содержатся сведения как о выдающихся мастерах архитектуры советского времени (К.Т. Бабыкин, В.В. Емельянов, Г.А. Голубев, Н.А. Алферов и др.), о современных зодчих, внесших заметный вклад в
проектирование городов и отдельных объектов, а также в подготовку кадров архитекторов (Г.В. Мазаев, Б.А. Демидов, А.А. Стариков, А.В. Долгов и др.), так и о малоизвестных архитекторах – членах Союза, о которых сохранились лишь скупые анкетные данные. Данное издание имеет, несомненно, большое социокультурное и практическое значение. Память о тех, кто создавал среду обитания людей на протяжении многих десятилетий, необходимо сохранить для будущих поколений архитекторов. Кроме того, биографические данные, приведенные в книге, содержат перечень объектов, принадлежащих конкретному проектировщику.
Жизни и творчеству двух выдающихся мастеров уральской архитектуры ХХ в. – К.Т. Бабыкина и Н.С. Алферова – посвящены две монографии профессора В.Г. Десятова.
В первой рассказывается об основателе архитектурного образования на Урале – К.Т. Бабыкине. В книге показаны основные достижения известного зодчего, по чьим проектам возведено около 30 объектов, многие из которых остаются для Екатеринбурга весьма значимыми до настоящего времени. Раскрыт вклад К.Т. Бабыкина в создание кафедры архитектуры УПИ, показано влияние его наследия на современную уральскую архитектурную школу.
Книга о Н.С. Алферове – первый монографический опыт осмысления жизненного и творческого пути выдающегося деятеля архитектурной науки и образования, народного архитектора СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, доктора архитектуры, основателя Свердловского архитектурного института (ныне Уральская государственная архитектурно-художественная академия). Обе книги содержат справочные материалы, включающие список публикаций, перечень авторских проектов, иллюстрации и т.п.
Деятельности и вкладу отдельных известных зодчих в архитектуру Урала в различные периоды ХХ в. посвящены ряд статей Е.В. Конышевой и М.Г. Мееровича, В.Г. Веселовской, А.С. Смирноваи др.
В статьях рассказывается не только о жизни и творчестве э. Майя, Г.А. Голубева, К.Т. Бабыкина, но и ставятся проблемы теоретического характера, делается попытка объяснить «триумф и трагедию» архитекторов, вынужденных работать в условиях, когда их выдающиеся архитектурные и градостроительные
проекты приходили в противоречие с советской действительностью.
Настоящим летописцем города Екатеринбурга и его архитекторов следует признать публициста и краеведа Г.Н. Елагина. В его книге «Жизнь посвящаю городу» помещено 30 очерков об известных уральских архитекторах – К.Т. Бабыкине, Г.В. Валенкове, С.В. Домбровском, П.В. Оранском, М.В. Рейшере и др. Достоинством работы является объективная оценка творчества зодчих, их вклада в развитие города, а также то, что автор ввел в научный оборот много новых архивных данных, ранее неизвестных широкой общественности.
Итак, архитекторы, историки, искусствоведы провели значительную работу по изучению истории архитектуры Урала.
Однако требуется расширить территориальные и хронологические рамки исследований и самое главное – необходимо создать обобщающие работы по данной теме, в чем, несомненно, нуждаются как специалисты, так и широкая общественность, заинтересованная в сохранении традиций уральских зодчих и развитии архитектуры и градостроительства Урала.