Качество жизни граждан – главная цель руководства любого государства, региона, города. Большая разница в его уровне на той или иной территории является главной причиной миграции населения в более благополучные места обитания.
Критическая ситуация в этом отношении сложилась в постсоветской России. С одной стороны, катастрофически уменьшается население в 63 из 83 субъектов Российской Федерации, с другой – увеличивается число жителей городов-миллионников и особенно Москвы. Происходит «географическое сжатие» и опустынивание заселенных ранее территорий, угасание средних и малых городов, рост столичных и региональных метрополий. По официальным данным, численность населения Москвы уже составляет 10% от населения всей страны, а по неофициальным – все 15%.
Увеличение ее территории в 2 раза еще в большей степени стимулирует этот процесс и потребует колоссальных ресурсов, естественно, в ущерб остальной огромной стране.
В докладе профессора Григория Ревзина рассматривались сценарии застройки периферии Москвы. Но уже можно точно прогнозировать, что она идет и будет идти по варианту мегаполисов Юго-Восточной Азии – сверхплотного высотного жилья социального типа, но ни в коем случае ни по европейскому, ни по американскому пути.
Да и где взять деньги мигрантам, бегущим из нищих городов...
К сожалению, за два последних десятилетия в России не выработана внятная градостроительная стратегия и политика, в результате чего усиливаются социальная разобщенность и поляризация, проявления сегрегации населения различных территорий, увеличиваются риски возникновения социальных и этнокультурных конфликтов, что мы и наблюдаем в последнее время. Масла в огонь подливают и масс-медиа, проектируя и навязывая сознанию людей мифические представления и потребности, доступные кучке элиты в условиях городов-метрополий. Конфликт между мифическими потребностями сравнительно молодой части населения с реальным качеством жизни российской глубинки – главная причина второго «великого переселения народов».
В нашей стране категория «качество жизни», как ни странно, слабо исследована и понимается под ней уровень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей граждан. Степень удовлетворения потребностей трактуется как некая совокупность показателей благосостояния, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия, образования, социальной среды, обеспеченности жильем, объектами сферы культуры и коммунальными услугами, рынка товаров и услуг, экологии, уровня развития гражданского общества и безопасности проживания на той или иной территории.
Нет слов – это замечательные показатели, однако в проектах их достижения очень слабо разработаны механизмы реализации, прежде всего в части инвестиций в безнадежно устаревшую инфраструктуру. Не определена иерархия показателей, а часть важных, на наш взгляд, отсутствует совсем, например в отношении удовлетворения культурных запросов и современных представлений о культуре среды обитания, ее пространственной инфраструктуре.
На рисунке условно представлено место пространственной инфраструктуры города в системе расширяющихся потребностей граждан. Как и в старом советском градостроительстве, триада «труд, быт, отдых» представлена в виде трудовых, социальных потребностей и условий жизнеобеспечения, только с общим вектором – стремлением к многообразию и возможности выбора.
При проектировании зданий, сооружений всегда используется набор документов, которые называются - техническая документация. Так же она необходима при изготовлении и использовании промышленных товаров, аппаратного и программного обеспечения. Делится она на несколько видов - эксплуатационная, технологическая, конструкторская, ремонтная.
Разработка технической документации является обязательным элементом работы любого промышленного предприятия. Вместе с тем, разработка технической документации требует специфических знаний и умений, а также значительных трудозатрат. Разработка технической документации осуществляется с учетом технического уровня продукции, и нормативных требований в области ее обращения.
Культура пространственной организации территории является важным качественным показателем формирования производственной, жилищно-бытовой и социальной инфраструктуры города в естественном природном ландшафте. Понятие «культура пространственной организации» города еще менее разработано в культурологи и теории градостроительства и архитектуры. Однако, на наш взгляд, эта культура определяет существенные показатели качества жизни граждан. Грязь, отсутствие необходимого благоустройства, запущенность, заброшенные парки и скверы, обшарпанные здания, постоянные пробки на магистралях, отсутствие парковок и велосипедных дорожек, привлекательных элементов городской среды – вот современный портрет муниципальной действительности. Отсюда общее раздражение и стремление бежать в устроенную Европу.
На рисунке представлены ключевые, по нашему мнению, и взаимосвязанные показатели культуры пространственной организации города. Среди них мы выделили: пространственную доступность элементов инфраструктуры города, комфорт городской среды, многообразие пространственной инфраструктуры и архитектурно-градостроительную культуру. Доступность элементов инфраструктуры – важнейший показатель качества пространственной организации города. Вполне естественно стремление людей жить, работать, отдыхать в одном месте, комфортном и безопасном. По этому принципу строятся кампусы современных университетов в США, Китае, Южной Корее, Сингапуре. Это – мультипрофильные центры образования, науки, культуры, современного производства и проживания студентов, профессоров, инженеров.
Городские комплексы прямого доступа предполагают получасовую пешеходно-транспортную доступность основных объектов инфраструктуры города. Отсюда понятно желание населения жить в центральных районах, а также высокие ставки в них стоимости и аренды земли и помещений.
Удаленный доступ свыше получаса – самый малокомфортный и требует больших вложений в транспортную инфраструктуру, ее качество, полноту, логистику и т. д.
Комфорт городской среды, как ключевой показатель ее культуры, прежде всего определяют современный уровень благоустройства, удобства пользования и передвижения, состояние экологии, климат, взаимодействие с элементами естественного природного ландшафта, а также эстетический облик. Отсутствие системного поддержания комфортных качеств городской среды – общая беда городов России. Качества комфортности среды обитания существенно влияют на конкурентоспособность городов в привлечении интеллектуальной части населения, что, в свою очередь, становится стимулом для инвестиций и экономического роста.
Другим показателем пространственной культуры города является многообразие инфраструктуры во всех ее составляющих. Моногорода, доставшиеся по наследству от затянувшейся феодальной эпохи и советской плановой экономики с приоритетом промышленного развития и государственным нормированием услуг по минимальным стандартам, вошли сейчас в острое противоречие с многообразием потребностей населения как в получении работы соответственно квалификации, так и в получении социальных услуг соответствующего качества. Разнообразие производственной, социальной и жилой инфраструктуры города, расширяющее свободу выбора граждан, является одной из высших ценностей городского образа жизни.
Поэтому одной из доминирующих градостроительных концепций стали модернизация и оживление так называемых жилых и производственных зон путем создания многофункциональных общественных пространств – центров современной культуры, спорта, отдыха и развлечений.
Архитектурно-градостроительная культура пространственной организации города в определяющей мере характеризует качества доступности, комфорта и многообразия его инфраструктуры как единого функционального, территориального и художественно целого искусственного образования, созданного в естественной природной среде.
Города, как известно, колыбель, форма существования и развития человеческой цивилизации. Так же применялись архитектурные бюро москва тут когда начинала отстраиваться.Естественно, что их архитектурно-градостроительная культура складывается под воздействием доминирующих экономических, социальных, политических, технологических, мировоззренческих факторов, природы, уклада, образа жизни и традиций населения. Я согласен с профессором Альберто Фойо, сказавшим сегодня, что градостроительство без архитектуры – мертвое понятие. Архитектура – это форма существования и реализации градостроительной деятельности, а архитектурно-градостроительная культура на протяжении тысячелетий являлась основой культуры человечества. Да и понятие культура (от латинского «cultura») переводится как «возделывание» – создание возделанного, искусственного мира для человека и общества. Это ли не предмет архитектуры и градостроительства?
Понятие «архитектурно-градостроительная культура» – чрезвычайно важное и тонкое определение, но, к сожалению, в современной культурологи оно слабо разработано. Вы не найдете его в учебниках, словарях и энциклопедиях по культурологи, хотя «во все времена и народы» архитектура городов всегда являлась зримым отражением господствующих знаний и представлений, идей, социально-политического, экономического и технологического уклада, традиций и опыта народов.
Мы свободно говорим об архитектуре и градостроительных концепциях античности, средневековья, эпохи Возрождения, «нового времени», модерна и постмодерна как общих и характерных для этих времен правил, образов и символов, знаний и представлений, технических и творческих новаций. Однако это полностью подпадает под определение «культура». Тем самым мы говорим об архитектурно-градостроительной культуре различных эпох.
Лишь в работе О. Швидковского и Э. Гольдзамта «Градостроительная культура европейских социалистических стран» впервые дано развернутое определение этого понятия как совокупности знаний, идей, а также направленности творческой деятельности архитекторов на основе общественных взглядов и достигнутых материально-технических возможностей. Архитектурно-градостроительная культура понимается также как достояние общества, возникающее на основе пространственной и художественной организации его бытия.
Учитывая многогранность этого понятия, можно выделить четыре ключевых показателя уровня архитектурно-градостроительной культуры города.
К первому из них можно отнести уникальность городской среды, определяющую собственное, неповторимое лицо города.
Для ее достижения архитектор использует весь спектр профессиональных средств и актуализирует имеющиеся ресурсы, включая уникальные черты планировки и застройки, ландшафта, памятники архитектуры, исторические факты, новые уникальные здания и комплексы, элементы городского дизайна. Иллюстрацией этому является вся история градостроительства и архитектуры, где архитектор никогда не повторяется, стремясь оставить запоминающийся образ, преемственно развивая и подчеркивая особенное, прежде всего в центре города. Сегодня во многом поиск и развитие уникальности тесно связаны с брендом города, стратегиями его поддержки и конкурентоспособности в борьбе за узнаваемость, инвестиции, человеческий капитал.
Выразительность городской среды – следующий показатель ее архитектурно-градостроительной культуры. Во многом она связана с уникальностью и брендом города, а также степенью эмоционального воздействия застройки на человека, гармонией и целостностью, взаимодействием с природным ландшафтом, пространственной организацией его как художественного произведения. Архитектор стремится избавиться от безликой застройки, заменяя или модернизируя ее исходя из собственного творческого замысла.
Ярко выраженная концептуальность – не менее ответственная характеристика архитектурно-градостроительной культуры города. Под ней мы понимаем новизну творческого замысла архитектора, отражающего художественное сознание времени и архитектурного процесса в целом. В этом отношении очень важно внятное отражение как нового, так и господствующего творческого направления в архитектуре. В части последнего необходима четко выраженная новизна и острота архитектурного замысла.
Концептуальность застройки играет важную коммуникативную роль, с одной стороны формируя современный культурный контекст городской среды, с другой – фиксируя социально значимую информацию, идеи, знания и опыт своего времени.
Она также связана с потребностью человека существовать в современной среде, в соответствии с престижными соображениями, модой, культурными образцами и технологиями времени. Здесь и реализуются формируемые масс-медиа представления людей о современном образе жизни, его стандартах, цене вопроса и т. д. и соответствующие потребности.
Современная мировая культура отличается плюрализмом переходного периода от модернистских, постмодернистских творческих концепций в архитектуре до неореализма и «хайтека». При этом все многообразие подходов варьируется от традиционного до технологического видения.
С учетом встроенности современной архитектуры и дизайна в массовое товарное производство архитектура зданий приобретает маркетинговую составляющую, подобно сотовому телефону или автомобилю. Символический капитал уникального здания активно влияет на формирование и успешность бренда компании или города. Создание «зданий-достопримечательностей» сегодня является доминирующей тенденцией новой архитектуры, с одной стороны препятствующей появлению стереотипов и безликости, с другой – стимулирующей творческий процесс развития технологий и архитектурно-градостроительной культуры.
Архитектурно-градостроительная культура России, отброшенная назад в XX веке, после триумфа модернистских концепций 20–30-х годов, стремительно догоняет западную. Однако ей до сих пор не хватает современной концептуальной культуры в части яркости и новизны, подавляемых отчасти собственной нетребовательностью, отчасти безграмотностью и меркантильностью заказчиков, отчасти руководством муниципальных образований, его малой амбициозностью.
Екатеринбург, при всех его архитектурно-градостроительных новациях, вряд ли может похвастаться наличием таких современных архитектурных достопримечательностей, сопоставимых с памятниками авангардной архитектуры 1930-х годов. Хотя такие проекты были, но, к сожалению, не реализованы – например здание Музея камня архитектора О. Селянина. Другим показателем архитектурно-градостроительной культуры можно назвать территориально-этническую идентичность пространственной организации. В большей мере она касается традиционных классических подходов в преемственном развитии исторических городов с сохранением черт уникальности и выразительности застройки. Но и в новой архитектуре она проявляется как противостояние интернациональной архитектуре, оторванной от «духа места», традиций и уклада жизни населения. Здесь также существует широкое поле возможностей для архитектора в создании уникальной и концептуально новой городской архитектуры.
Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что в архитектурно-градостроительной культуре города важно не только отражение новых или господствующих сейчас художественных направлений и концепций, но и новизна архитектурного замысла, их выражающего. Повторение или копирование уже имевших быть идей и архитектурных приемов полностью нивелирует ценность архитектурного произведения, сводя его к тиражированию «стереотипов». Страдает и городская среда, прежде всего из-за своей «второсортности», а, следовательно, страдает и качество жизни граждан. Архитектурно-градостроительная культура страны, региона, города – качественная характеристика пространственной организации территорий, их конкурентоспособности и привлекательности в современном мире. Следует отметить особую актуальность методологической разработки категорий и ее показателей, как в теории архитектуры, так и в культурологии.
Архитектуре и градостроительству России следует повысить концептуальную культуру произведений, их рейтинг на международном рынке. В высших учебных заведениях целесообразно расширить чтение лекций о современной архитектуре и градостроительстве, их месте в мировом культурном процессе.
Источник: www.stroyip.ru
|