Электрификация главного хода дороги
Продолжаем публикацию «биографии» СвЖД, основанной на воспоминаниях ветеранов дороги. Электрификация - самый драматичный ее этап.
Новый этап электрификациии железных дорог был определен решением XX съезда КПСС. В феврале 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог». В связи с этим электрификацию железных дорог было поручено вести Министерству Транспортного строительства СССР, строительные работы крупным строительным организациям, а для производства монтажных работ создавались электромонтажные поезда (ЭМП).
Строительные работы по электрификации дороги выполнял трест Свердловсктрансстрой, а на участке Балезино - Пермь - Шаля - Пермстройпуть. Монтаж контактной сети и тяговых подстанций выполняли электромонтажные поезда.
Строительство и монтаж велись с использованием индустриальных методов, по типовым проектам, с применением крупных блоков и агрегатов.
Для подвески устройств контактной сети стали применять железобетонные конические опоры, а в местах с высоким уровнем грунтовых вод их ставили на двутавровые стаканные фундаменты. Контактную подвеску монтировали из медного несущего троса М-120, двухконтактных проводов по 100 мм2 и одного-двух усиливающих проводов А-185.
Первый участок Свердловск - Дружинине, с которого началась электрификация главного хода, был однопутным. Проект разработал Свердловский институт Уралгипротранс.
В сентябре 1959 г. работы по электрификации участка закончили: был создан Свердловский участок энергоснабжения и открыто движение электропоездов.
Затем началась электрификация главного двухпутного хода
Балезино - Пермь-Сортировочная - Шаля - Свердловск. Проект электрификации участка Балезино -Пермь-Сортировочная разрабатывал институт Ленгипротранс, а для участка Пермь-Сортировочная Свердловск - Сортировочный - институт Уралгипротранс. Смежные с этими участками перегоны Горьковскои железной дороги планировалось электрифицировать на однофазном переменном токе промышленной частоты 25 ООО В.
Стыкование первоначально планировалось на станции Григорьевская, позже станцией стыкования была определена станция Балезино Горьковской железной дороги.
На участке Балезино - Пермь было построено 10 тяговых подстанций, на которых установили ртутные выпрямители АРМНВ-750х6 с последовательным соединением вентилей, с тяговым трансформатором ТМРУ-16000/10. Номинальный выпрямленный ток такого агрегата 3 000А, а мощность соответственно - 10000 кВт.
Между подстанциями было построено по одному четырех автоматному посту секционирования. Все подстанции получали электроэнергию от двух цепной ЛЭП Пермь - Балезино с напряжением в сети 110 кВ.
Движение электропоездов на этом участке началось с декабря 1961 г. После приемки новых объектов в эксплуатацию Пермский участок энергоснабжения стал самым крупным на сети железных дорог.
Через год, в декабре 1962 г., электровозы пошли от станции Свердловск - Сортировочный до Шали, а еще через год - от Шали до станции Пермь-Сортировочная. Одновременно был создан Кунгурский участок энергоснабжения.
Замена паровозов электровозами положительно сказалась на работе всего главного хода.
С пуском нового участка на дороге открылась возможность эксплуатировать электровозы на большом плече между станциями Свердловск - Сортировочный - Пермь-Сортировочная - Балезино, протяженностью 620 км. Показатели использования электрической тяги на дороге значительно улучшились.
Грузоперевозки на дороге постоянно увеличивались, особенно резко они возросли в предвоенные и военные годы, поэтому требовались технические решения по увеличению провозных способностей участка.
В 1945 г., когда электрификация участка Чусовская - Пермь заканчивалась, паровозное депо Пермь-2 имело современный парк паровозов серий ФД и ИС, которые работали на пределе своих возможностей. Все с нетерпением ждали электротягу.
Первым шагом на этом пути была организация на станции Пермь-Сортировочная пункта оборота для Чуковских электровозов.
В 1952 г. оборотное депо Пермь-2 выделили из состава Чуковского депо и создали самостоятельное основное электровозное депо.
Впереди предстояло освоение еще более трудного нового электрифицированного участка главного хода Пермь-Сортировочная - Балезино протяженностью 211 км.
Этот участок по значению и протяженности во многом превосходил предыдущие электрифицированные линии, обслуживаемые электровозниками локомотивного депо Пермь да и всей Свердловской железной дороги.
Руководством Пермской железной дороги было принято решение о строительстве на станции Пермь-2 типовых электровозных мастерских. В 1955 г., когда строительство мастерских заканчивалось, их передали локомотивному депо Пермь.
Просторные помещения мастерских и цехов, построенные для ремонта подвижного состава, в короткое время были подготовлены для ремонта электровозов.
Там был основан первый и единственный в то время на дороге экспериментальный цех, в котором производились нетиповые средства механизации для подразделений различных служб дороги, а также для оснащения локомотивного депо.
Депо Пермь-2, имея достаточные производственные площади и деповскую территорию, с первых дней своей официальной организации в 1956 г. специализировалось и на ремонте мотор-вагонных секций, сначала только своей приписки, а вскоре электросекций всей Свердловской железной дороги и других дорог.
Электропоезда собственной приписки обслуживали на двух канавах, реконструированных в здании паровозного депо. В 1978 г. для обслуживания ремонта электропоездов был построен просторный корпус.
В депо начали создаваться поточные линии для ремонта колесно-моторных блоков, тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, колесных пар, механизированная установка для мойки крупногабаритных узлов и деталей, калориферная установка для сушки изоляции тяговых электродвигателей на ремонтных стойлах.
Только в течение 1964 г. среднесуточный пробег электровозов увеличился на 50 км, а производительность за счет пробега и увеличения среднего веса грузового поезда на 39 т возросла на 17,4 процента. Это позволило сократить потребность локомотивов в эксплуатации на 22,3 единицы в сутки и составило около 40 тыс. руб. годовой экономии. Электровозы грузового парка в основном базировались на станции Пермь-Сортировочная, где находился пункт технического осмотра локомотивов ПТОЛ.
В 1981 г. из-за территориальной разобщенности цехов, возраставшего объема перевозок и ремонта электровозов и сложности оперативного управления ремонтом и эксплуатацией локомотивное депо Пермь-2 разделили на два самостоятельных локомотивных депо Пермь-2 и Пермь-Сортировочная.
Источник: www.stroyip.ru |