О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать

Долговая порука


Долговая порукаЭксперты заговорили о появлении «розничного пузыря», который рискует перерасти в банковский кризис

Бурного потока внешних инвестиций отечественные банки, видимо, дождутся не скоро, поскольку значительного улучшения делового климата и снижения уровня коррупции, обещанного властями, так и не произошло. Сейчас российские финансовые организации сосредоточены на развитии и совершенствовании системы кредитования. Россиян пытаются приучить к западным традициям жить взаймы и убедить в том, что это и есть один из признаков современной экономической культуры.

 В 2012 году объем розничного кредитования в нашей стране вырос примерно на 40%, соответственно увеличилось количество просрочек погашения. Эксперты заговорили о появлении на рынке «розничного пузыря», который может стать одной из причин нового системного банковского кризиса.

 Портал «Банки.ру» подготовил исследование кредитного портфеля ведущих игроков розничного рынка.

 Участники обзора продемонстрировали прирост объема розничного портфеля с начала 2013 года в среднем на 8,9%. Лидерами увеличения с начала года стали банк «Западный» (+44,3%), «БНП Париба Восток» (+30,4%), «Военно-промышленный банк» (+26,1%), «Русславбанк» (+25,9%). Аутсайдеры – «АйМаниБанк» (-26,2%), «Абсолют Банк» (-25,3%) и «МДМ Банк» (-7%).

 В числе лидеров по просроченным кредитам на 1 мая 2013 года оказались «Москоммерцбанк» (28,3%), «Российский Капитал» (16%), «Юниаструм Банк» (15,8%), «ОТП Банк» (15,2%) и «Бинбанк» (14,9%).

 В период с 2006 года и до середины 2008 года «Москоммерцбанк» был одним из лидеров по выдаче ипотеки населению, что совпадало с ростом цен на жилье. В разгар экономического кризиса организация оказалась в трудном положении из-за задержек платежей по уже выданной ипотеке. Реализация предметов залога – квартир – была затруднена в результате падения цен и «замораживания» рынка недвижимости.

 В части розничного кредитования банк выбрал более консервативный подход, и объем всего розничного портфеля уменьшился на 3,5%. Сотрудники говорят, что медленное погашение проблемных кредитов связано с длительным процессом взыскания, которое на стадии судебного и исполнительного производства может занимать два-три года. Банк разработал программу реструктуризации для облегчения кредитного бремени заемщиков, испытывающих временные сложности с обслуживанием долга.

 «Российский Капитал» подвергся процедуре санации со стороны АСВ в 2008-2012 годах и до сих пор им контролируется. На высокий уровень просрочки, составляющий 16%, существенное влияние оказывают «плохие» кредиты, оставшиеся банку с момента санации, и такие же безнадежные займы из присоединенных к нему в 2012 году банков «Потенциал» и «Тарханы». Они тоже находятся под внешним управлением. С начала текущего года банк показал рост портфеля розничных кредитов на 11%. Как поясняют в учреждении, «высокий уровень просроченной задолженности по ним связан со старыми проблемными кредитами, выданными предыдущей администрацией банка до начала процесса оздоровления».

 «Юниаструм Банк» показал снижение розницы с начала года на 2%, при этом просрочка выросла с 13,6 до 15,8%. Это кредитное учреждение на 80% принадлежит Банку Кипра, который в последние месяцы проходит санацию под управлением властей своей страны. Сейчас «Юниаструм» проводит активные мероприятия по снижению финансовой зависимости от материнского банка, замещая его активы средствами физлиц и предприятий из России. При этом банк вынужден ограничивать кредитование как розничных, так и корпоративных клиентов. Этим объясняется «проседание» его финансовых показателей.

 «ОТП Банк» подконтролен ведущему банку Венгрии OTP Bank. Доля просроченной задолженности на 1 мая составила 15,2%, в то время как на начало года она была на уровне 12,9%. Розничное кредитование – одно из главных направлений деятельности финучреждения. Портфель кредитов населению занимает около 70% активов банка и за четыре месяца вырос на 4%, до 115 миллиардов рублей. В самой организации так объясняют высокий уровень просрочки: «Банк постоянно оценивает объем задолженности, исходя из интересов как акционеров, так и клиентов банка. Основываясь на этом подходе, мы в последнее время не передавали просрочку для взыскания, что и стало основной причиной ее роста».

 «Бинбанк» ориентирован преимущественно на обслуживание корпоративных клиентов. Уровень задолженности по рознице на 1 мая был равен 14,9%. Объем долгов с начала года увеличился незначительно – на 2,5%, но показатели по выдаче новых займов росли довольно высокими темпами – на 21,4%, или на 2,1 миллиарда рублей. Текущий уровень невозврата в банке объясняют тем, что не используют практику регулярных списаний безнадежного долга или формирования специальных портфелей «плохих» кредитов.

 Председатель правления «ФлексБанка» Марина Мишурис считает, что высокий уровень просрочки нельзя объяснить какой-то одной причиной. К этому подталкивает само развитие рынка, активное наращивание темпов продаж кредитов, что не может не сказаться на их качестве.

 «Мы должны понимать, что ресурс добросовестных заемщиков, рассчитывающих силы и дорожащих своей кредитной историей, ограничен, при этом конкуренция на банковском рынке высока, – заявила Мишурис. – Это значит, что банки либо получают все тех же заемщиков, но уже с высокой кредитной нагрузкой, либо вынуждены снижать требования к клиентам, чтобы обеспечить рост портфеля. И то, и другое может оказать негативное влияние на общее состояние дел. Происходит это на фоне снижающихся темпов экономического роста, что только усиливает эффект и повышает риски».

 «Излишне рискованная кредитная политика розничных банков в сочетании с низким уровнем финансовой грамотности населения в основном и приводят к высокому уровню просроченных кредитов, – полагает заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банк» Ирина Рысь. – Те банки, в которых наблюдается рост просрочки, заранее прогнозировали ее объемы. Это вполне нормально: агрессивная кредитная политика ведет не только к повышенной прибыльности операций, но и к росту проблемной задолженности».

 Ирина Рысь говорит, что нет единого рецепта, как сократить объемы «плохих кредитов». «Стратегию каждый банк выбирает самостоятельно. В нашем случае это консервативный подход. Наш заемщик должен иметь стабильное финансовое состояние, а также достойное обеспечение. При этом мы понимаем, что заманчивая и так популярная на рынке потребительского кредитования эффективная ставка 30-40% годовых нами получена не будет», – подчеркнула зампред правления «Ланта-Банка».

 В свою очередь старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова считает, что банки зачастую недостаточно активны в процессе информирования и напоминания заемщикам о необходимости погасить задолженность. Существуют сложности с предоставлением необходимой документации и проблемы халатности самих клиентов. «Банкам стоит разработать эффективную систему оценки платежеспособности клиентов, а также информировать о необходимости погасить кредиты. Клиентам следует правильно рассчитать свои силы, брать кредит таким образом, чтобы ежемесячные взносы не превышали 50% ежемесячного дохода, и не забывать вовремя вносить средства», – посоветовала эксперт.

 

Перейти в раздел: "Архитектура и дизайн"




© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы