В среду, 5 декабря, рынки увидели отчетность Сбербанка за девять месяцев.
После чего акции банка начали дорожать. Любопытно, что они прибавили в цене больше, чем индекс ММВБ: 2,34% против 1,7%. Странно, что они не подорожали еще больше.
Агентство «Прайм» отметило, что Сбербанк России заработал за январь-сентябрь 2012 года 262,8 миллиарда рублей чистой прибыли по МСФО против консенсус-прогноза аналитиков, опрошенных агентством «Прайм», в 258,8 миллиарда рублей, «порадовав участников рынка высокой процентной маржой и умеренными отчислениями в резервы».
Отчетность Сбера и впрямь хорошая, поэтому аналитиков удивляет, что акции не подорожали еще сильнее. Рост невелик, да и дальнейшая динамика не показала взрывного интереса к бумаге, которая продолжает колебания в районе 93-94 рублей за обыкновенную акцию. Интересно, что целевая цена для обыкновенной акции Сбербанка у большинства аналитиков забирается за 100 рублей за акцию, а у некоторых, к примеру - у «Инвесткафе», она даже выше 110 рублей за акцию.
Вялость инвесторов выглядит тем более странной, что Сбербанк показал более высокую чистую прибыль – 262,8 млрд рублей, на 2,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года, – чем предполагали аналитики Альфа-банка, «Брокеркредитсервиса», «ВТБ капитала», Номос-банка, UBS и многих других финансовых организаций, оценивавших этот показатель в 255-259 млрд рублей. Из этой гигантской прибыли за третий квартал Сбербанк заработал 87,5 млрд рублей.
Удивила аналитиков и чистая процентная маржа Сбербанка – они прогнозировали ее в размере 5,9-6,0%, а получилось 6,2%. Правда, зампред правления Сбербанка Антон Карамзин несколько охладил восторги аналитиков, сообщив им, что в следующем году, по крайней мере в первых двух кварталах, банк не ожидает такой же чистой процентной маржи, максимум, на что можно рассчитывать, – те самые 6%. Кстати, во втором квартале нынешнего года показатель был именно таков.
Задним числом аналитики, конечно, находят объяснение такому росту чистой процентной маржи: Сбербанк (а следом за ним и другие банки) в преддверии будущих финансовых потрясений, о которых не говорит только ленивый, начал повышать ставки – и депозитные, и, что в данном случае особенно важно, кредитные. Но если стоимость фондирования (имеются в виду депозиты и физических лиц, и юридических) для него осталась – несмотря на повышение ставок депозитов – на прежнем уровне, примерно 5,1%, как было и во втором квартале, то средняя доходность кредитов выросла
с 10,7% во втором квартале до 11% в третьем; если брать в отдельности, то средняя доходность розничных кредитов в третьем квартале составила 14,7% (+0,3 процентного пункта ко второму кварталу), а корпоративных — 9,7% (+0,2 процентного пункта ко второму кварталу).
И надо сказать, что наиболее доходный вид бизнеса, а именно розничное потребительское кредитование, Сбербанк в третьем квартале наращивал наибольшими темпами: его портфель увеличился на 15,4% (с начала года – уже на 48,9%!) и достиг 2,68 трлн рублей. Корпоративный портфель, заметим, рос не так быстро, но также впечатляюще:9,9% (а с начала года — 18,6%) и достиг 7,8 трлн рублей. В целом кредитный портфель Сбербанка (за вычетом резервов) вырос с начала года на 28,5% и составляет теперь 9,92 трлн рублей. Надо дополнительно отметить, что на все показатели Сбербанка оказали определенное влияние две его покупки за рубежом, а именно турецкого Denizbank и австрийско-восточноевропейского Volksbank International, который теперь называется Sberbank Europe. Например, розница без учета показателей этих двух банков выросла с начала года на 35,4%, что все равно прекрасный показатель.
А наибольший рост показала самая доходная часть самого доходного вида бизнеса, а именно – необеспеченные потребительские кредиты. В третьем квартале они выросли на 17,3%, общая сумма составила 1,51 трлн рублей; разумеется, увеличилась и их доля в общем портфеле потребительских кредитов – до 56%, а в начале года было 52%.
Депозиты растут далеко не так быстро: физические лица принесли в Сбербанк всего на 13,6% больше денег, теперь их в банке лежит 6,5 трлн рублей, а корпоративные вкладчики прибавили 36,8%, до 3 трлн. Не отказывается Сбербанк и от фондирования на внешних рынках – программа заимствований на текущий год составит 6 млрд долларов, на следующий – примерно такую же цифру, обещал Антон Карамзин.
Рискованная политика Сбербанка, возможно, – одна из причин того, что инвесторы не так активно вкладываются в его бумаги. По данным самого банка, просроченная задолженность по потребительским кредитам (на один день и более) в третьем квартале увеличилась на 34,8% (за период) и составила примерно 91 млрд рублей; просроченная же задолженность в структуре необеспеченных кредитов заняла уже 6%, а во втором квартале было всего 5,2% – весьма резкий рост. во втором до 6% в третьем квартале.
Правда, аналитики успокаивают: для Сбербанка необеспеченные кредиты – дело принципиально новое, можно сказать, исторический перелом в корпоративной психологии, так что этот резкий рост можно списать на некоторую неопытность. Пока что, и это важно, ранняя просроченная заложенность не сказывается на безнадежно (свыше 90 дней) просроченной задолженности, этот показатель стабилен и составляет примерно 2,5%.
Следом за аналитиками инвесторов поспешил утешить и Антон Карамзин, заверивший, что в следующем году такого бурного роста кредитования точно не будет. Зампред правления Сбербанка пообещал, что рост составит 25%, причем пропорционально по всем категориям кредитов. Так что, разумеется, ограничения коснутся и необеспеченных кредитов, а раз их не будут выдавать первому встречному, можно ожидать и улучшения качества заемщиков, и снижения ранней просроченной задолженности, полагают аналитики.
|