Всплеск капитального строительства, наблюдаемый последние годы во всех крупных уральских городах, спровоцировал бурное развитие целого ряда сопутствующих рынков. Один из наиболее крупных — рынок строительной механизации. В Екатеринбурге с 2000 года спрос на башенные краны, землеройную и сваебойную технику, разного вида подъемники в совокупности вырос примерно в 20 раз. Его динамика на порядок выше, чем в самой строительной отрасли. Помимо количественных изменений произошли и качественные: заказчики и подрядные организации всё чаще делают выбор в пользу техники зарубежных производителей, превосходящую отечественные аналоги по ряду важнейших характеристик.
Проблема нехватки строительной техники существовала и в плановые советские времена. Большинство строительных организаций Свердловска имели собственные парки механизации, однако ее не хватало в случае возникновения форс мажорных обстоятельств. Для решения проблемы периодически возникающего дефицита в технике в 1968 году был создан трест «Строймеханизация», снабжавший ею на основе аренды строительные организации города и области. Во времена расцвета — массовой застройки спальных районов (Заречного, Ботанического, Юго-Западного) на стройках Свердловска работало свыше 130 башенных кранов, принадлежащих «Строймеханизации». В то время редкий строительный трест мог похвастать и десятком кранов.
Постперестроечное падение объемов строительства отразилось на всех игроках этого рынка: в конце 90 х максимальное количество одновременно работающих кранов у «Строймеханизации» не превышало 18. Спрос на технику начал увеличиваться только в новом веке, с началом строительного бума. Строительные компании по-разному подошли к вопросу обеспечения строительства необходимой механизацией. Наиболее крупные и состоятельные («Атомстройкомплекс», «Металлайн») сформировали собственные парки техники, включающие в себя всю необходимую механизацию. Эти компании не оказывают большого влияния на рынок аренды строительных машин, так как в основном их техника работает на собственных объектах. Другая часть строителей, имеющая более скромные финансовые возможности, ограничилась покупкой техники, которая при повседневной востребованности не требует больших затрат на приобретение. Компании, решившие пойти по третьему пути, практически всю необходимую механизацию арендуют.
Спрос рождает предложение
«В последние годы появилось большое количество предприятий, которые поставляют услуги может и не так комплексно, как наше предприятие, однако составляющие серьезную конкуренцию, — говорит заместитель директора по производству компании-наследницы советского треста ЗАО «Трест «Строймеханизация № 2» Юрий Горланов. — Если мы предоставляем механизмы в полном комплексе строительных подрядов — начиная от предварительного обустройства площадки, рытья котлованов, перевозки грузов и заканчивая механизацией подъемных процессов, то новые фирмы, созданные в последние годы, обычно имеют специализацию. Часть из них предоставляет в аренду землеройную технику, часть — башенные краны, другие — пассажирские или грузопассажирские подъемники».
Наибольшая конкуренция за арендатора наблюдается в сегменте землеройной техники, который делит между собой целый ряд серьезных компаний: «Магистраль», «СпецУралСтрой», «СтройМехТранс», «Управление механизации» и «Металлайн». Екатеринбургский рынок этой техники сегодня заполнен полностью: весь перечень «землероек» есть в наличии у каждого значимого предприятия-арендодателя. Большой объем предложений объясняется тем, что уровень цен (обычно в стоимость аренды закладываются затраты на амортизацию, топливо, расходные материалы, текущий ремонт, зарплату рабочим, содержание аппарата управления компании-арендодателя и определенный уровень рентабельности) на аренду землеройных машин, позволяет окупить новую технику в приемлемые для этого бизнеса сроки — в течение пяти лет.
Несколько иная специфика у сегмента башенных кранов. По словам Юрия Горланова, здесь срок окупаемости оборудования увеличивается до 10 лет, так как цена аренды, которую готов платить заказчик или подрядчик, не позволяет вовремя окупить затраты на амортизацию крана. «Сегодня при расчете сметы на строительство применяются коэффициенты инфляции, размер которых устанавливается государственными органами, — говорит он. — Их рост чаще всего отстает от реального уровня инфляции и темпов роста цен на продукцию металлургии и машиностроения. Цены-то в этих отраслях формируются рыночным способом. В результате получается, заказчик нам говорит: у нас в смете рассчитана меньшая стоимость аренды, стало быть, платить мы будем меньше, чем вы предлагаете. Поэтому тот, кто приобретает башенный кран, должен рассчитывать на более длительный период окупаемости».
Возможно, по этой причине спрос на башенные краны в Свердловской области остается не до конца удовлетворенным. Хотя и здесь наблюдается увеличение количества техники, сдаваемой в аренду. Так, «Строймеханизация № 2» сегодня уже имеет 60 кранов; конкуренты — компании «Высота» и «Стройкран» — по 30 и 20 соответственно. Глобальные строительные планы городских и областных властей по строительству гостиниц, офисных и жилых зданий уже привлекли внимание крупных столичных компаний: ЗАО «Рентакран–Урал» всего за последний год сумело разместить в Екатеринбурге 15 своих кранов. Причем в основном речь идет о дорогих машинах импортного производства — Liebherr (Германия) и Potain (Франция).
Допуск и страховка
Обострение конкуренции снижает порог доступа к арендуемой технике, сегодня он возможен даже для молодых строительных компаний. Конечно, наиболее привлекательными для владельца механизации остаются строительные компании, уже успевшие приобрести респектабельную арендную историю, однако неплохие шансы имеет и «молодежь». Правда, если первым достаточно будет телефонного звонка арендодателю, то со второго потребуют аванс. Обычно его размеры начинаются от 30 % от общего объема услуг и срока аренды. Тем самым дополнительно страхуются риски утери или порчи техники.
Доля подобных проблем невысока — в среднем 2–3 % от общего объема арендуемой техники. Дело в том, что большинство компаний сдают ее вместе с обслуживающим персоналом. Это выгодно не только им самим (техника управляется своим профессионалом), но и арендатору, которому не надо тратить время на поиски квалифицированного работника.
Хотя процент конфликтов, связанных с неуплатой арендных платежей, также невысок, для владельца техники это становится проблемой, которую в сегодняшних условиях легче предупредить, чем решать в установленные законом порядке и сроки. Один из руководителей екатеринбургской компании-арендодателя строительной механизации посетовал на то, что правовая система взыскания настолько забюрократизирована, что если речь идет о небольших для предприятия суммах долга, о них проще до поры забыть — дешевле выйдет. Возможным выходом для арендаторов могла бы стать публикация списков недобросовестных фирм с указанием имен директоров или создание некой общей базы данных. Однако пока некому взять на себя подобные функции отраслевой саморегулирующей организации. Обмен информацией об относительно нежелательных партнерах идет обычно при личном общении между представителями фирм.
За иномарками будущее?
Повышение требований к обороту капитала и стоимости земли, ужесточение строительных норм, а также разнообразие проектов привели к качественному изменению спроса на строительную механизацию. В «Строймеханизации № 2», бывшей когда-то бесспорным лидером в сфере аренды башенных кранов, приводят такой пример: сокращение их числа произошло прежде всего из-за резкого падения спроса на отечественные машины, рассчитанные на строительство домов не выше пяти этажей. Сложные формы здания, их многоэтажность и жесткие сроки окупаемости проекта заставляют подрядные организации искать максимально производительную и качественную технику.
Комментарий
Юрий Горланов: "Я думаю, что вскоре на этот рынок придут иностранные поставщики техники. И связано это с простой тенденцией: в нашей стране повышается уровень культуры производства. Сегодня, например, повысились требования к «шумности» и экологичности техники, и появились экскаваторы, способные работать в центре города. Новым стандартам отечественная техника пока не отвечает. Видно, что наши машиностроители гонятся за качеством, но пока их продукция по ряду важнейших характеристик далека от импортных аналогов. Поэтому, как ни прискорбно, в будущем мы придем к такому же количеству строительных иномарок, какое сегодня наблюдаем среди автомашин. Они гораздо дороже при покупке, что увеличивает срок окупаемости, и в обслуживании, однако производительность их выше. И потребитель, оказывается, готов платить большую цену за качественную механизацию."
|