О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать

Промышленный альпинизм – рынок невидимка

 

Промышленный альпинизмНа сегодняшний день профессия промышленного альпиниста является одной из востребованных и наиболее высокооплачиваемых рабочих специальностей. И не только в строительстве, где методом промышленного альпинизма, то есть с использованием альпинистского снаряжения ведутся фасадные работы, но и в ряде других высотных работ, будь-то клининг или монтаж рекламных конструкций. Есть еще огромный рынок антикоррозийной защиты металлоконструкций, где внушительная доля объемов также выполняется промышленными альпинистами.

Спрос на их услуги растет из года в год. Отсутствие правовой базы профессии, позволяет промальпинистам вполне прилично зарабатывать по сравнению с представителями большинства других строительных специальностей, а заказчику – списывать на расходы больше денег, чем было реально потрачено на высотные работы.

 Как начиналось

Рынок промышленного альпинизма начинался в Екатеринбурге, также, наверно, как и везде. С открытием перестройкой перспективы частной инициативе, многие спортсмены-альпинисты и скалолазы поняли, что можно с успехом сочетать главное увлечение своей жизни с зарабатыванием денег. До сих в бизнесе компания «Ветикаль», учредители которой начинали свою деятельность в промальпе в начале 90-х. Ревдинская «ВЫСО», возглавляемая бывшим альпнистом, и вовсе превратилась в лидера российского рынка антикоррозийной защиты. Сегодня ее специалисты работают не только на объектах нефтянки, российских железных дорог, металлургических компаний, но и «пробрались» на буровые платформы Норвегии.

С начала 2000-х, когда наметилась тенденция к выздоровлению экономики, и открылось второе дыхание у строительной отрасли, промышленные альпинисты востребованы все больше. Обслуживание недвижимого фонда предполагает герметизацию панельных стыков, ремонт фасадов, систем водоотведения и другие работы, проводить которые очень часто приходится на высоте. Да и действующее строительство не может без них обойтись, если применение люлек, лесов и подъемных механизмов признано нерентабельным или по каким-то причинам не может быть осуществлено. Например, когда сложная архитектура фасада не позволяет повесить люльку, а интенсивное движение на улице – поставить кран, монтаж фасадных систем осуществляется именно таким образом. То же самое, если высотность здания не позволяет выставить леса на верхних этажах.

Свое применение промышленный альпинизм нашел и в других отраслях: от мойки стекол офисных зданий и монтажа рекламы, до установок станций сотовой связи. Все это умеют делать люди, висящие на веревках.

 Работы хватит всем

В такой ситуации в промальп потянулись не только профессионалы, но и люди прежде далекие от романтики горных высот. Количество подобных предприятий, бригад, отдельных альпинистов берущихся за любую работу, сегодня не поддается учету. Все это, конечно, обостряет конкуренцию, не настолько, что бы пришлось толкаться локтями, хотя и не без этого.

По словам генерального директора компании «СК Промальп» Евгения Новосельцева, наиболее остро конкуренция ощущается на рынке городских работ: в клининге, работах по монтажу рекламных конструкций, заделке межпанельных швов, окраске и несложному ремонту фасадов, установке оборудования для кондиционирования и прочего. Подобные работы в определенной степени не сложны, не требуют обладания навыками работы со специальным оборудованием, поэтому именно на этом сегменте рынка сосредоточилось наибольшее количестве промальпинистских предприятий.

И хотя с высоты крупных и средних участников рынка, большинство подрядов здесь считаются небольшими – от нескольких десятков до сотен тысяч рублей – борьба за них порой ведется нешуточная: при среднерыночной стоимости вымытого стекла в 50 рублей, расценки могут падать в 2-3 раза. Если учитывать основные составляющие цены, как расходные материалы, стоимость труда и прибыль компании, рентабельность городских работ колеблется в районе 25-30%. По меркам рынка промальпа, показатель средний. Тем не менее, он позволяет держать уровень оплаты труда достаточно высоким: в зависимости от квалификации, специалист может зарабатывать за смену от 1 до 2,5 тысяч рублей, а то и больше. И хотя мелких предприятий, незарегистрированных бригад и «вольных» промальпинистов, занимающихся мелкими работами становится с каждым годом все больше, все они находят свое поле деятельности – за счет развития экономики в целом.

Подобная жесткая конкуренция царит на рынке крупных подрядов – от миллиона рублей и выше, поскольку крупный подряд это не просто другие деньги, но бОльшие объемы работ. Специфика промальпа такова, что при грамотном подходе к делу, много времени занимает сама подготовка к работе: необходимо доставить людей, подготовить оборудование, правильно «вывеситься», а затем тоже самое, но в обратном порядке. Большие объемы работ означают бОльшую прибыль фирмы-подрядчика и стабильную производительность труда в приемлемые сроки. Поэтому иметь в наличии нескольких крупных объектов, чем распыляться на множество мелких, стараются все серьезные промальпинистские компании.

На высоком уровне развития бизнеса конкурировать приходится даже с иностранными подрядчиками. Например, с югославами, которые одновременно с «ВЫСО» рассчитали огромные перспективы рынка антикоррозийной защиты металлоконструкций: при огромном фонде, находящемся на балансе нефтяников, железнодорожников, металлургов соответствующими будут и расходы на их защиту от коррозии. И хотя в этом виде работ услуги верхолазов требуются не всегда, они здесь наиболее рентабельны. В стоимостном выражении рынок антикоррозийной защиты, по оценке Евгения Новосельцева, ежегодно дает наибольший прирост рынку услуг промышленного альпинизма.

В ситуации, когда гиганты бьются за большие подряды, а небольшие компании – за мелкие заказы, незаполненным остается сегмент средних подрядов, стоимостью до 1 миллиона рублей. Чтобы бороться за них промальпинистские фирмы должны существенно механизировать свой труд, иметь достаточный штат подготовленных специалистов. Впрочем, кадровая проблема отчасти снимается наличием большого числа «дружественных» конкурентов, которым, всегда можно предоставить субподряд, если не удается обойтись своими силами.

 Такой профессии нет

По оценке участников рынка, не смотря на многочисленность предприятий промальпа, в Екатеринбурге официально зарегистрированы и ведут бухгалтерию не более трех десятков фирм и индивидуальных предпринимателей. Описать уровень подготовки сотрудников остальных, составляющих большинство, предприятий, какое они используют снаряжение и оборудование, насколько серьезно соблюдается техника безопасности и может ли быть гарантия качества произведенных работ, не берется никто.

Между тем, как и у любой профессии в промышленном альпинизме существует своя специфика. «Принципиальная разница промышленного альпинизма от любой другой деятельности – отсутствие опоры под ногами. Нередко можно встретить непонимание заказчика, особенно когда затягиваются сроки работ: почему с виду небольшой объем работ занимает столько времени? А вы попробуйте «враскачку» (без опоры), например, просверлить отверстие в стене. Дело в том, что для работы в промальпе мало преодолеть страх высоты и научиться висеть на веревках, нужно еще и уметь работать в этих условиях. Всё приходит только в процессе работы» - объясняет известный в городе альпинист Алексей Дмитриенко (Змей).

«Настоящих профессионалов – говорит он – крайне мало». Еще и потому, что просто негде проводить начальную профессиональную подготовку: на весь Урал работает всего один частный центр подготовки коррозионистов, которые в рамках общего курса приобретают и промальпинистские навыки.

Большое количество самодеятельных бригад поднимает вопрос о качестве, выполняемых ими работ. Поставить его под контроль крайне трудно: нужно либо самому разбираться, либо держать в штате специально обученного человека. «На самом деле все зависит от руководства промальпинисткой компании-подрядчика – уверен Евгений Новосельцев - Если оно изначально дает установку на качество, работает в этом плане с прорабами, монтажниками, держа при этом постоянно руку на пульсе, качество повышается». Как вариант, заказчик может пригласить для экспертизы другую промальпинистскую организацию. Однако и здесь не всегда можно рассчитывать на объективность оценщиков, которым ничего не мешает принизить работу конкурентов, чтобы в перспективе самим работать со щедрым заказчиком.

Одной из причин подобных проблем – отсутствие нормативной базы. Не смотря на то, что объемы подрядов для промальпинистов могут исчисляться миллионами рублей, для государства такой профессии не существует. Есть монтажник-верхолаз, использующий в работе монтажный пояс, но не предусмотрено применение альпинистского снаряжения. А раз нет профессии, нет и нормативной базы, например – для расчета стоимости единицы работ, выполненных методом промальпа.

 В мутной воде

Это очень важная категория – единица стоимости. Сегодня сметная стоимость работ в промальпе считается так, как будто сами промышленные альпинисты работать на объекте не будут совсем. В смете рассчитывается, что подъем-удержание-спуск людей с высоты осуществляется на веревками, а подъемной техникой (краны, подъемники) или с помощью лесов. То есть, как будто бы техника работает, но на самом деле на объекте, где работают промальпинисты, ее нет. Смета дорожает, но посчитать ее по-другому нельзя.

При этом, совсем не обязательно, чтобы сметная накрутка шла в карман подрядчика. Весьма распространена ситуация, когда между заказчиком и промальпинистской организацией стоит посредник, изымающий, порой, наибольшую часть стоимости работ. Большинство работает именно на субподряде. «У меня как-то был один подряд, когда цена работы составляла 100 рублей за квадратный метр, еще 50 рублей – расходные материалы. То есть, в конечном счете, наша выручка составила 150 рублей с м2. В то время, как сметная стоимость была 400 рублей за квадрат. Объем работ – 1000 метров2. То есть, за ту неделю, что мы там работали, кто-то чистоганом положил в карман 250 тысяч рублей» - поделился пожелавший остаться неназванным менеджер промальпинисткой компании.

Как бы то ни было, благодаря «сметной специфике» промальпинистского бизнеса, довольными остаются все: заказчики, могут списывать на затраты больше денег, чем потратили, и сами подрядчики – зарабатывать весьма неплохие денги на рынке подрядов СМР. Говорят, что в правительстве сейчас ведется работа над подготовкой официальной формулировки профессии и внесения ее в государственный реестр. Если эти и другие логически ожидаемые шаги будут сделаны, появится возможность относительно упорядочить рынок, значительная доля которого целиком находящийся в «тени».

Автор: Дмитрий Носков

Источник: журнал «Строительные материалы и услуги» № 8

Перейти в раздел: "Строительство, ремонт, монтаж" 




© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы