Сергей Власов, салон «Мадонна», директор
В первую очередь, хочется отметить, что все большее число потребителей отдает предпочтение дорогому, качественному и «продвинутому» свету. Изменение уровня жизни, произошедшее за последнее десятилетие, и появление новых возможностей оказали существенное влияние на сознание заказчиков. Они стали строить дома «на века», такие, которые перейдут впоследствии детям и внукам. И, соответственно, вкладывают существенные средства в создание интерьера, в частности, в свет. Во-вторых, нам удалось преодолеть отставание от европейского рынка света. Сегодня новинки, представленные на крупнейших мировых выставках, очень быстро появляются в наших салонах. Некоторые модели поступают к нам еще до момента официальной презентации. В-третьих, улучшение качества продукции, даже китайского производства.
Роман Балабаев, салон «Стиль и Свет», директор
Думаю, основная тенденция - это стремительное разделение рынка на товары классов «luxury» и «масс маркет». Сегодня многие состоятельные люди стремятся окружить себя эксклюзивными предметами интерьера, выражающими их индивидуальность. А свет действительно важен. Рынок Екатеринбурга достаточно оперативно реагирует на эти запросы. Цены на товары «luxury» в последнее время значительно выросли. И это не «жадность» российских продавцов, а мировая тенденция практически по всем группам товаров. И покупатель должен быть готов к тому, что дорожают не только последние коллекции от PRADA и FERRE. Светильники всегда востребованы.
Светлана Гавриловская, салон «VIP-студия», директор
Классический стиль сегодня очень актуален. Тем не менее, отдавая предпочтение роскошной классической люстре, необходимо учитывать, что она потребует соответствующего оформления, не только интерьерного, но и светового, поскольку ее света может быть недостаточно для всего помещения. Эту проблему можно решить, создав многоуровневую систему освещения, в которой классика будет гармонично дополняться светильниками современного дизайна. Более того, такое соседство позволит подчеркнуть ее достоинства. К сожалению, не многие дизайнеры понимают, что при грамотном подходе разные стили вполне совместимы.
Ольга Арапова, дизайнер
Многие люди стремятся к вечности, воплощая это желание при помощи классического стиля. В интерьерных тенденциях классика (модерн, арт-деко, неоклассика) уверенно лидирует. За последние 12-14 лет многое изменилось. Раньше выбор светильников был невелик: либо современный дизайн, либо классический. Года четыре назад , найти светильник в восточном стиле, например, в марокканском, было просто невозможно. Сегодня на рынке света представлена вся стилевая палитра. Есть уникальные микшированные, фьюжн вещи. Появилось разнообразие: от радикального минимализма до очень сложных вещей.
Сергей Власов, салон «Мадонна», директор
Классика, как мне кажется, сегодня более востребована. Возможно, дело в том, что сегодня строительство собственных домов ведут люди от 30 до 55 лет с определенной системой ценностей.
Михаил Хусаинов, архитектор
На мой взгляд, в дизайне интерьера произошел переворот. В 90-х годах это направление в нашей стране только зарождалось. Это было время безумных экспериментов. Сейчас к интерьерам стали подходить более профессионально. Классический стиль воспринимается как нечто проверенное временем. Как мне кажется, именно с этим связано переориентирование на него. Но поклонников современного стиля все равно останется достаточно.
Роман Балабаев, салон «Стиль и Свет», директор
Окружающий мир очень быстро меняется, это требует от человека большей отдачи. Хочется стабильности. Это одна из причин некоторого возврата к классике. Другая, как я уже говорил, это стремление к «luxury». Классика всегда ассоциировалась с богатством и стабильностью. Существует определенная проблема с дизайнерским светом: не все люди понимают, почему простой с виду светильник так дорого стоит. Просто в него вложены идеи знаменитых дизайнеров.
Насколько тесно екатеринбургские дизайнеры сотрудничают с поставщиками света? Всегда ли стороны довольны друг другом?
Михаил Хусаинов, архитектор
После утверждения проекта и спецификации внести изменения в практически невозможно. Разве что речь идет об «одиноко» висящей люстре. Но замену светильника придется производить в соответствии с уже проработанным интерьером, его стилевым и композиционным решением. Дизайнер должен владеть максимально полной информацией по ассортименту и новинкам до начала выполнения проектных работ. К сожалению, это не всегда удается. Только имея набор новинок, он может закладывать их в интерьер. И, кстати, поставщики тоже не, всегда, идеально знают собственный ассортимент. Купить светильник не так просто, как кажется на первый взгляд.
Роман Балабаев, салон «Стиль и Свет», директор
Покупатели платят немалые деньги. А успех этих «инвестиций» очень сильно зависит от таланта архитектора и дизайнера. Безусловно, мы помогаем с выбором и покупателям, и профессионалам. Но наша главная задача - дать им наиболее полную информацию о светильниках, ознакомить с новинками. Особенно это касается технического света. Мы часто сталкиваемся с устаревшими концепциями освещения. Технологии в этом секторе рынка, составляющие значительную часть стоимости изделия, постоянно совершенствуются. Очень много инноваций. Как мне кажется, необходим постоянный обмен информацией между поставщиками света и дизайнерами.
Сергей Власов, салон «Мадонна», директор
Могу отметить один из самых важных положительных моментов: дизайнеры стали вместе с нами ездить на выставки. Новинки, которые они видят там, автоматически появляются в проектах. Это важно и для нас, и для заказчиков.
Ольга Арапова, дизайнер
Дизайнер должен быть в курсе всех составляющих интерьера: отделка, мебель, свет и т.п. Мы не можем держать всю информацию в голове и на полках в каталогах. Необходимо постоянное взаимодействие поставщиков и дизайнеров. К тому же, многие молодые дизайнеры не могут ездить по выставкам, и им тяжело быть в курсе новинок. А вообще мне бы хотелось поблагодарить наших поставщиков света за прекрасную работу.
Галина Варес, компания «Гира», глава представительства в Еатеринбурге
Розетки и выключатели - это еще более «скромная» часть проекта, чем светильники. Потребители эту составляющую порой не учитывают. Они не всегда могут представить вещь в интерьере. А в салонах, к сожалению, мало законченных интерьерных уголков. Что касается сотрудничества дизайнеров и поставщиков, мы стремимся к тому, чтобы менеджер стал помощником дизайнера. Для этого мы регулярно проводим обучающие семинары.
Новые тенденции в дизайне заявляют о себе на представительных выставках. Мы попросили наших гостей рассказать о впечатлениях, полученных на выставке в Милане. Тем более что многие новинки, представленные там, появляются в наших салонах именно сейчас. Однако в ходе обмена мнениями дизайнеры и поставщики света были единодушны: в наши дни, пожалуй, уже не найти осветительного прибора, который не повторял бы известный образ или не был бы вариацией на знакомую тему.
Михаил Хусаинов, архитектор
На выставке в основной массе были представлены светодиодные светильники, подробнее
тут, в вариациях на старые темы. Новинки, безусловно, тоже были. Интересно было взглянуть и на оформление павильонов. Мне запомнился торшерчик одной итальянской фирмы - сосуд, в котором вращалась вода, подсвеченная снизу. Такая вещь становится предметом искусства.
В области технического света появилось много новых методов подсветки.
Конечно, создать мнение о светильнике можно, лишь увидев его. Иллюстрации в каталогах дают лишь общее представление о предмете. И заказчиков сложно убедить, что вещь действительно стоит тех денег.
Сергей Власов, салон «Мадонна», директор:
Ничего не потрясло и не поразило. Все уже понятно. Существует большая проблема с новыми идеями. Кстати, мы не раз сталкивались с ситуацией, когда модели, разработанные нами, в дальнейшем начинали выпускать на фабриках.
Роман Балабаев, салон «Стиль и Свет», директор:
Если лет пять назад на миланской выставке свою продукцию представляли сотни экспонентов, то сейчас их число сильно сократилось: маленькие фирмы умирают, чуть больше объединяются. На мой взгляд, в сфере интерьерного света есть проблема с дизайнерами. Потому что они уходят в другие, более бюджетные области - в дизайн автомобилей, например.
Сегодня среди великолепных светильников, представленных в элитных салонах света, мы не увидим продукции отечественных производителей. Основными поставщиками эксклюзивного света выступают европейские компании. Отечественные же фирмы ориентируются на низший ценовой слой и рынок сопутствующей электротехники. Производителям из каких стран отдают предпочтение екатеринбургские поставщики света? Каковы прогнозы и перспективы развития рынка света в Екатеринбурге?
Сергей Власов, салон «Мадонна», директор:
В наших салонах представлены модели из Австрии, Испании, Германии, значительная часть ассортимента салонов - коллекции из Италии. Отчасти это объясняется тем, что там огромное количество фабрик и хорошая дизайнерская школа. А вообще свет - это очень тяжелый бизнес. Свет в проекте занимает 4-6 процентов. Ни один световой бизнес, за время нашей работы, не развился так, как, например, мебельный.
Ольга Арапова, дизайнер:
Итальянские производители, действительно, серьезная сила. Но нельзя не отметить и немецкий свет, очень качественный и достойный с точки зрения дизайна.
Что же касается динамики развития рынка света, только на прошлой неделе мне позвонили три новые компании. Это говорит о расширении профессионального рынка и об увеличении конкуренции. В принципе, этой продукцией можно торговать, даже не имея своего выставочного зала, по каталогам. Однако в некоторые проекты закладывается свет на очень крупные суммы. И доверять такой заказ компании, не имеющей определенной базы, - серьезный риск.
Роман Балабаев, cалон «Стиль и Свет», директор:
Итальянцы, действительно, «впереди планеты всей». В Италии много дизайнерского света. Хотя, в области технического света самое хорошее сочетание - итальянский дизайн и немецкое качество. Кроме того, очень интересен, на мой взгляд, скандинавский дизайн.