В настоящее время рынок Екатеринбурга идет по пути монолитного домостроения. В нем заложена определенная расчетная схема – каркасная, то есть все вертикальные нагрузки передаются на колонны, горизонтальные нагрузки собираются и передаются на диски перекрытий, с дисков перекрытий передаются на вертикальные ядра жесткости, которые создаются лифтовыми узлами и лестничными клетками.
Получается устойчивая пространственная система, ее уже не раскачаешь и не повалишь, потому что работают вертикальные диафрагмы жесткости.
Я хотел бы коснуться вопроса конкуренции двух каркасных систем: монолитного каркаса и сборно-монолитного. Монолитный каркас изготавливается непосредственно на площадке: выставляется
опалубка и арматура, привозится бетон монолитный, заливается, и начинается ухаживание за этим бетоном – очень сложная технологическая процедура, особенно в зимний период: надо следить за температурой бетона, надо его укрывать, надо подогревать, что влечет большие дополнительные затраты.
Обязательно встанет вопрос выбора и монтажа кровли.
Мягкая кровля называется в среде мастеров и потребителей по-разному — битумная черепица, мягкая черепица и различными другими похожими словами. Это просто необходимо знать начинающим, кто никогда с подобным материалом не имел дела, но находится в поиске чего-то для покрытия кровли своего объекта.
Основным компонентом, который применяется для производства мягкой кровли, является битум, при этом все его характеристики и свойства передаются и кровельному материалу. Основой же самого профиля является стеклохолст.
На стеклохолст с двух сторон укладывается битумная масса, в составе которой обязательно находятся полимеры. Полимерные компоненты дополняют битум, соответственно соединение обладает высокой прочностью, эластичностью, гибкостью и имеет надежное сопротивление к деформациям.
Мягкая кровля имеет стандартную длину 1 метр и ширину 0,33 метра. Одна сторона имеет фигурную кромку, которая может быть прямоугольной, треугольной, закругленной, шестигранной, трапециевидной. Такие формы дали название материалу — черепица, потому что схожесть максимальная.
Мягкая кровля великолепно смотрится на крышах небольших домов, зданий, сооружений, особенно, если это крыши выполнена в сложной конфигурации.
Применяется мембранная кровля.
Кровельные материалы рулонного типа активно применяются за счет удобства, простоты монтажа и доступной цены.
Термин "кровельные мембраны" надежно закрепился за полимерными рулонными материалами. Так же мембранами называют и другие материалы, например, битумно-полимерные рулонные материалы.
В отличие от гибких кровель на основе битума, мембранная кровля в нашей стране пока не получила широкого распространения. К примеру в Европе такую кровлю применяют практически везде. Сейчас компании по монтажу и ремонту кровли предлагают три вида мембран, которые различаются между собой своим составом. Это ТПО-мембраны, ПВХ-мембраны, ЭПДМ-мембраны.
Ничего вечного не бывает. Со временем любая кровля потребует ремонта, и это не смотря на то, как надежно она была сделана и какие высококачественные материалы были применены при монтаже кровли. Чаще всего это текущий мелкий ремонт, который исправляет незначительные дефекты. Это можно сделать самостоятельно. Но в некоторых случаях такой ремонт не может решить возникшей проблемы, и необходимо делать капитальный ремонт кровли. Тогда необходимо обращаться к специалистам.
Монтаж кровли в Омске осуществляет компания "Технология кровли". Специалисты компании выполнят монтаж кровли и качественный капитальный ремонт крыши.
Возможности конструктивной схемы монолитного железобетона определяются формулами сопромата и строительной механики.
При монолитном каркасе в построечных условиях применяется обычная стержневая арматура. Расчетное сопротивление на растяжение наиболее распространенной стержневой арматуры составляет максимум 6000 кгс/см2. Арматуру с большими характеристиками мы не можем применять, потому что для реализации более высоких напряжений в арматуре нужно, чтобы эта изгибаемая железобетонная конструкция прогнулась на полметра и более. Но кто согласится с тем, чтобы перекрытия над головой прогнулись на эту величину? Никто.
Сейчас производители строительных материалов вышли на арматуру с расчетным сопротивлением растяжению 15 000 кгс/см2 : 20 000 кгс/см2, что позволяет уменьшить расход рабочей арматуры ровно во столько раз, во сколько выше расчетное сопротивление. Но для этого нужно использовать предварительно напряженный железобетон. Бетон высокого качества.
Железобетон имеет три предельных состояния:
1) предельное состояние прочности, когда конструкция не падает и не рушится;
2) деформативность (прогибы);
3) трещиностойкость, когда ширина раскрытия трещин не превышает предельной величины.
Хочу коснуться только прогиба. Из-за него мы не можем в обычных условиях монолитного домостроения применить арматуру с высоким расчетным сопротивлением растяжению: она не может реализоваться, пока конструкция не прогнется очень сильно.
В 1930-е годы советский ученый В.В. Михайлов предложил создавать предварительное напряжение, то есть сначала растянуть арматуру, потом ее залить бетоном, и она его обожмет. После этого арматуру можно грузить – она не будет прогибаться, пока не достигнет такого напряжения, которое было в ней до того, когда она стала обжимать
бетон.
Только тогда арматура начнет прогибаться.
Используя это свойство предварительно напряженной арматуры, наши ученые и специалисты С.В. Макаркин и А.Е. Кузьмин создали железобетонный сборно-монолитный каркас многоэтажного здания, в несущих конструкциях которого применяется предварительное напряжение, то есть арматура с высоким расчетным сопротивлением, за счет чего ее расход резко уменьшается.
Известно, что в случае применения обычной стержневой арматуры на 1 м3 бетона в изгибаемых элементах (плитах перекрытия) расходуется 120–150 кг обычной арматуры класса А500, А400. А при использовании высокопрочной предварительно напряженной арматуры ее расход уменьшится в три раза и будет составлять 40–50 кг арматуры на 1 м3 конструкций.
Этот экономический эффект прекрасно известен специалистам, но не осознан сообществом застройщиков-заказчиков.
Сегодня на рынке строительства жилья в г. Екатеринбурге побеждает, к сожалению, не экономически выгодная система, за которой будущее, а система монолитного домостроения с колоссальным расходом низкопрочной арматуры. В будущем она отойдет как каменный век и наступит время, когда мы будем расходовать 50–60 кг арматуры на 1 м3 железобетона, а это возможно только при применении предварительно напряженного железобетона для изготовления несущих конструкций.
За последние годы в строительстве делаются попытки применять предварительное натяжение в построечных условиях. У нас в Екатеринбурге такие примеры есть. Так, на строительстве ИКЕА изготавливались 18-метровые железобетонные монолитные балки с предварительным натяжением высокопрочной арматуры. Работы выполняли специалисты из Германии.
Позднее специалисты ООО «ИВЦ «Технология» совместно с ООО «Грачёв и партнеры» и ЗАО «Уралшахтоосушение» сделали предварительно напряженные железобетонные балки в построечных условиях на высотном здании «Высоцкий» – это 5-этажный переход от высотной части к первоначальной части «Антею». Прошло более пяти лет. Сооружение показывает себя прекрасно. Есть и другие примеры, то есть уже начался реальный процесс, когда можно предварительное напряжение создавать в построечных условиях.
Парадокс в том, что наши строители к этому не готовы. Это издержки самой организации строительных производств: действует закон создания прибавочной стоимости, по сути, происходит борьба между техническим прогрессом и расчетом экономической выгоды. Лишь когда заработает механизм реального снижения себестоимости за счет снижения удельных расходов материалов на 1 м2, замечательные прогрессивные технические решения каркасных железобетонных многоэтажных зданий начнут широко применяться в Свердловской области.
Высокое качество сборных железобетонных предварительно напряженных конструкций, круглогодично изготовляемых в условиях положительных заводских температур при последовательном пооперационном контроле, низкие удельные расходы высокопрочной арматуры, сокращение расходов на оплату кредитов за счет сокращения сроков строительства неизбежно приведут инвесторов-застройщиков к применению сборных и сборно-монолитных каркасных многоэтажных зданий при дальнейшем строительстве объектов в Екатеринбурге.