Технологии быстрого малоэтажного строительства из выставочных диковинок превратились в рыночный товар. Их массовое использование сможет оздоровить российский жилищный рынок. При одном условии - решении проблемы дефицита земли
Две недели назад из нового производственного цеха агентства недвижимости "Титул" вышел первый комплект быстровозводимого жилого коттеджа - так называемый "канадский дом" (подробнее о собственно технологиях быстрого строительства см. "Конструктив на любой вкус"). Линия рассчитана на выпуск четырех комплектов домов в месяц. Появление собственного цеха - итог девяти лет, в течение которых АН "Титул", по выражению его генерального директора Максима Федотова, "подбиралось к быстрому малоэтажному строительству": "С 1996 года мы изучали рынок, присматривались к технологиям. Но потом грянул 98й - ничего построить мы так и не сумели, интерес к строительству резко упал, а к подобным нетрадиционным способам - тем более. В 2000м интерес появился вновь. Мы стали выбирать предприятие-изготовителя".
Опыт работы с производителями (было закуплено и смонтировано два комплекта домов) показал: качественные материалы найти сложно. "Большинство производств остались еще с советских времен и сохранили прежние традиции работы, - вспоминает Федотов. - Подводили со сроками, комплектацией, гуляли размеры изделий. Иногда просто грузили вагон пиломатериалов, а что куда приколачивать - сами разбирайтесь". В 2002м менеджмент АН "Титул" нашел производителей каркасных панелей в Подмосковье. Там изготавливали продукцию на европейском оборудовании и по европейским стандартам. Качество оказалось лучше, но, во-первых, московское предприятие производило стандартную панель, а не комплект дома, что значительно увеличивало объемы работ непосредственно на объекте и создавало большое количество остатков. Во-вторых, возить панели из Подмосковья выходило дорого. "Мы построили еще два дома, окончательно поняли все нюансы технологии, обучили бригаду монтажников, а потом решили сами производить комплекты домов", - говорит Федотов.
Преодолеть недоверие Путь, пройденный предприятием, почти стопроцентно повторяет историю технологий быстровозводимого малоэтажного жилья в России: появление первых выставочных образцов в середине 90-х, затем дефолт, спад и постепенный возврат интереса. Уровень развития нетрадиционных технологий строительства образца 2003го - это выставочные стенды, рекламные буклеты, пара готовых объектов, собранных производителями в рекламных целях. Причины две. Первая - недоверие россиян к технологиям, которые выглядят "не капитально". Максим Федотов: "На выставках мы негатива в свое время хлебнули. Нам говорили: этот дом ветром унесет, палатка прочнее и так далее. Опыт Европы, где подобные дома стоят не один десяток лет, никого не убеждал". Вторая причина - большой разброс качества у разных производителей в рамках одной и той же технологии. Особенно заметно это было на рынке сэндвич-панелей, стоимость линий для производства которых может отличаться на порядок . Владельцы подержанных линий, купленных в Европе за бесценок, продавали панели вдвое дешевле, чем шел качественный сэндвич. Купившие плохие панели и неудовлетворенные результатом, винили не собственное желание сэкономить, а технологию. Результат - ее дискредитация.
2004 год стал переломным. Исчезло большинство некачественных производств. Как отмечают участники рынка, у потребителей накопился определенный объем информации о технологиях, недоверие удалось переломить. "Если год назад люди обращались с вопросами, как это может быть "дом из пенопласта", и с удивлением узнавали, что внутри пенополистироловой опалубки армированный бетон, то сегодня с этой технологией уже знакомы. И задают совсем другие вопросы, например о стоимости, - рассказывает заместитель директора ООО "Трансспецмашстрой " (производство неизвлекаемой опалубки из вспененного полистирола) Алексей Рабцевич. - На смену любопытству пришел вполне выраженный платежеспособный спрос. В мае прошлого года, когда открылось наше предприятие, загрузка линии была рваной (мы то работали, то не работали), объемы продаж - незначительны. Теперь производство стабильно работает в две смены на 50% мощности. Ежедневно мы в среднем отгружаем по два комплекта домов. Я считаю, что к марту следующего года, к началу нового строительного сезона, линия будет загружена полностью".
Резкий всплеск спроса констатируют и другие производители. Денис Забелин, генеральный директор компании "Новый дом" (производство стеновых блоков бризолит): "В прошлом году мы поставили блоков на 35 домов, а в этом - более чем на сотню. Отправляли блоки в Казань, Ижевск, Самару, Тюмень. В Новоуральске строится целый жилой квартал. В окрестностях Екатеринбурга присутствуем практически во всех городах. За два года удалось раскрутиться, хотя до этого бризолит вообще не был представлен в Уральском регионе". Агентство недвижимости "Титул" к следующему году собирается увеличить мощность линии с четырех до 20 комплектов домов в месяц. Растет и спрос на сэндвичпанели. Директор ООО "Техно-Изол" Василий Ермошкин: "Мы ежемесячно выпускаем порядка 18 тыс. кв. метров панелей. Ежегодный прирост объемов производства - примерно 20%".
Без решения земельного вопроса на массовое развитие технологий быстровозводимого малоэтажного строительства рассчитывать не приходится
При этом, по мнению большинства производителей, рынок не насыщен, серьезной конкуренции нет. Некоторые, например "Трансмашспецстрой" (опалубка из пенополистирола), "Теплит" (твин-блоки), "Новый дом" (бризолит), и вовсе единственные в регионе. Среди других технологий конкуренция есть, но пока невелика. "Спрос постоянно увеличивается. Объемы растут, потому что все заинтересованы в быстром возведении объектов. Учитывая, что на рынке появляются новые производители, можно сказать: спрос превышает предложение", - считает Василий Ермошкин.
Денис Забелин говорит о рынке как об "абсолютно ненасыщенном". В 2007 году, считает он, ожидается бум коттеджного строительства, и ниш для того, чтобы их занять, будет достаточно. Грядущий подъем малоэтажной застройки он объясняет так: "Люди будут выбирать более качественное жилье, устанут жить в коробках. Сейчас мы имеем в среднем 10 кв. метров на человека, но этого многим мало. Почему каждое утро на въезде в город, а вечером на выезде пробки? Потому, что многие уже живут за городом, в коттеджах, хотя работают в Екатеринбурге и, возможно, имеют здесь квартиры".
С ним согласен директор ООО "Терем" (технология "канадский дом") Юрий Власов: "Я уверен, что через год-два организаций по строительству и продаже "канадских домов" будет достаточно много. В Москве, например, за последний год объемы продаж выросли пятикратно. Но там и фирм много. Скоро и в нашем регионе будет здоровая конкуренция".
Каково это на вкус
Различные технологии быстрого малоэтажного строительства объединяет ряд преимуществ. Во-первых, скорость: бригада из двух-трех человек средней квалификации способна уложиться с возведением коробки в две-четыре недели. Рекордные сроки, называемые производителями, исчисляются днями. Максимально сжатый по времени строительный цикл удобен для потребителя, на что напирают маркетологи. Он позволяет избежать удорожания недвижимости в процессе строительства. К примеру, себестоимость панельного многоэтажного дома, срок возведения которого в среднем год, увеличивается за это время на 15%.
Во-вторых, высокая степень заводской готовности. Все технологии идут по одному и тому же пути - минимизации объемов работ на объекте. Это позволяет экономить рабочее время, избегать трудоемких и дорогостоящих "мокрых" процессов (кладки, штукатурки, покраски). Но главное - возводить дома по подобной технологии за один сезон могут неспециалисты, что называется, семейным подрядом. Это немаловажно, поскольку доля оплаты труда строителей в стоимости недвижимости достаточно велика. Как показывает европейский опыт, будущие владельцы, используя собственную рабочую силу, могут сэкономить до 40% средств.
В-третьих, легкость конструктивных элементов: их масса в разы меньше, чем у используемых при традиционном строительстве. Эффект - экономия на транспортировке, тяжелой строительной технике и опять-таки на самом процессе строительства (легкость материалов, к примеру, позволяет использовать дешевые фундаменты).
В-четвертых, возможность строительства в любой сезон. Нюансы у каждой из технологий свои, но в главном они сходятся - дома можно монтировать при отрицательных температурах. На Урале, где активный строительный сезон в силу климатических условий ограничен пятью-шестью месяцами, это особенно важно. "А если вы строитесь в болотистой местности, на торфяниках, то зима может оказаться чуть ли не единственным временем года, когда возможно подъехать на грузовой машине с материалами прямо к месту строительства", - добавляет Юрий Власов.
В-пятых, теплостойкость и энергосбережение. Технологии быстрого строительства называют еще и эффективными. Материалы по теплостойкости равны стенам из кирпича толщиной 1,5 - 2 метра. Как отмечает Алексей Рабцевич, в условиях, когда цены на энергоносители постоянно растут, будущие домовладельцы все чаще задумываются о том, в какую сумму выльется отопление зданий. Эти подсчеты добавляют привлекательности новым строительным технологиям.
Наконец, экономичность. Малоэтажное строительство само по себе менее затратно, чем многоэтажное, даже если использовать традиционные технологии, например, кирпичную кладку. Быстрые технологии, собственная рабочая сила и невключение в себестоимость оплаты монтажа делают его еще дешевле.
Развивать обязательно
Распространение технологий быстровозводимого малоэтажного строительства способно снять остроту проблемы дефицита и дороговизны жилья в России. В Европе и США жилищный вопрос в свое время был решен за счет массовой малоэтажной застройки: многоэтажное жилье в центральных районах городов - привилегия богатых, основная масса населения живет в пригороде. Кстати, там часто применялись технологии, подобные тем, что развиваются сейчас в России. В США, например, популярен "канадский дом".
Для широкого использования новых технологий есть одно, но очень существенное препятствие - дефицит земли, годной для загородной застройки, оборудованной коммуникациями. Рынок земли так и не сформирован, тон здесь задают спекулянты и коррумпированные чиновники, в результате участки под застройку если и есть, то по цене, не подъемной для среднего россиянина (см. "Свято место - пусто", "Э-У" № 23 от 20.06.05). В этих условиях все экономические преимущества малоэтажной быстрой застройки перекрываются стоимостью земельного участка. Дом на выставочном стенде стоит вдвое, а то и втрое дешевле городской квартиры, но поставленный на землю влетает в копеечку.
Без решения земельного вопроса на массовое развитие технологий быстровозводимого малоэтажного строительства рассчитывать не приходится. Если проблема будет решена, нас ждет бум загородного строительства, расцвет современных эффективных технологий, а в долгосрочной перспективе - повышение обеспеченности россиян жильем и стабилизация цен на недвижимость. |