Сила и слава
Мне очень нравится офисное здание на ул. 8 Марта, построенное рядом с Детской филармонией. Его проект разработал архитектор Ершов. Это редкий случай, когда идею удалось воплотить на сто процентов. Обычно первоначальный замысел претерпевает изменения — либо при согласовании с чиновниками, либо под давлением инвесторов.
Могу сослаться на собственный опыт. Когда Международному торговому центру выделили земельный участок под возведение второй очереди, предполагалось, что там появится башня в 15 этажей, поперечное сечение которой представляет круговой сегмент. Мы не хотели делать здание слишком высоким — иначе оно вступало в конфликт с церковным храмом. Однако в ходе строительства, когда фундамент уже был заложен, инвесторы решили, что земля используется нерационально. Они предложили замкнуть круг в основании башни и довести число этажей до 24. С коммерческой точки зрения это вполне оправданно — площадь внутренних помещений значительно увеличивается, но пропорции становятся другими. Надеюсь, что немецкая фирма «Шуко», которая занимается остеклением фасадов, нивелирует отклонения от проекта за счет высокого качества материалов.
Другой случай — строительство торгово-офисного центра на Карла Либкнехта, где компания «Уралстрой-1» переделывает старый корпус типографии «Уральский рабочий». По проекту внутри здания размещалось большое выставочное пространство, ограниченное снаружи стеклянным куполом. В разгар рабочего проектирования инвестор решил увеличить количество офисов, нарезав дополнительные этажи за счет выставочного центра. Конструкция свода утратила смысл — выигрыш в квадратных метрах заставил девелопера изменить архитектурную концепцию.
Сделаем это по-быстрому
|
К сожалению, главные действующие лица — архитекторы, строители, инвесторы и чиновники городской администрации — оказались не готовы к подъему строительства на рынке коммерческой недвижимости. Технологический процесс сегодня составлен так, что на подготовительный этап у архитектора просто не хватает времени. Инвестор, который рассчитывает получить земельный участок, должен представить мэрии эскиз будущего объекта. Или, как они говорят, картинку, причем выполненную на компьютере. Для создания такой картинки необходимы технические параметры. Их расчет требует времени, а эскиз нужен заказчику в короткий срок, иногда — в течение суток. В том, что один архитектор нарисует один хороший эскиз, а другой — похуже, не было бы особой беды, если бы сырой материал не попадал затем в компанию, которая готовит рабочие чертежи. Тогда на выходе получается проект, сделанный на скорую руку.
Есть и другой аспект. Перспективный план развития города не избавляет Екатеринбург от хаотичного строительства. В разных местах появляются участки, где зонирование территории не соблюдается. Если места, отведенные для объектов общественного назначения, используются под элитное жилье, от стройной системы не остается камня на камне. Городу необходим строительный регламент — свод коротких правил, которые определят территории, вовсе не подлежащие застройке, или ограничат этажность в отдельных районах. Тогда проект высотного здания в сквере у школы № 9, нарушающий облик центральной части города, даже не будут рассматривать.
Окно в Европу
Английский дизайнер Карим Рашид назвал современную архитектуру Москвы трусливой. Большая часть того, что там сегодня строится, художественной ценности не представляет. То же можно сказать о Екатеринбурге. Архитектурой европейского уровня в нашем городе остаются здания в стиле конструктивизма, возведенные в 30-х гг. Все составляющие большого стиля там налицо. Это архитектурные памятники, вызывающие живой интерес у иностранных специалистов, приезжающих в Екатеринбург из Австрии, Голландии, Франции. К сожалению, ничего лучшего мы с тех пор не придумали. Едва ли не первым примером возврата к современным течениям в архитектуре я считаю производственное здание электросетей на перекрестке улиц Челюскинцев и 9 Января. По-своему интересен и Центр управления перевозками (ЦУП) железной дороги — это пример грамотного использования современных конструкционных и отделочных материалов. Архитектура не может быть смешной — она должна соответствовать времени, отражать экономические и ментальные изменения, происходящие в обществе. В этом смысле здание обкома КПСС, построенное при Ельцине, не утратило актуальности и сегодня, а торговый центр «Антей» устарел еще в проекте. В свое время градостроительный совет при администрации Екатеринбурга не рекомендовал строить на ул. Красноармейской самое высокое здание, но тогда к выводам специалистов никто не прислушался. Тем временем мэр Москвы Юрий Лужков учредил экспертный совет — крупные градостроительные проекты выносятся на суд общественности. В Екатеринбурге тоже время от времени объявляют конкурсы, но судьба их, как правило, печальна.
Борис Демидов, архитектор |