О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать

 

О проблемах международных автоперевозчиков

19 марта 2018 года состоялось расширенное заседание Правления Уральской торговопромышленной палаты с вопросом: «Об использовании потенциала уральских автоперевозчиков в осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятиями Свердловской области: проблемы и перспективы» (на примере работы ОАО «Лорри»).

В заседании приняли участие: Полпредство Президента РФ в УрФО, органы государственной власти Свердловской области, Администрация г. Екатеринбурга, торговопромышленные палаты, организации - члены Уральской ТПП, осуществляющие экспортно импортные операции с использованием автомобильного транспорта, отраслевые Союзы.

На заседании с докладами выступали: Руководитель Филиала Ассоциации Международных Автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО Калиновский Ю.М.

«О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗЧИКОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА» рассказал начальник Уральского управления государственного автодорожного надзора Александр Маркович Салаутин.

Александр Маркович отметил, что одной из главнейших функций Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, территориальными органами которой являются управления госавтодорнадзора Уральского округа, является транспортный контроль - государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных перевозок по территории России автотранспортными средствами, принадлежащими российским и иностранным перевозчикам, включая и тех, кем проводится организация негабаритных перевозок.

Ранее контроль осуществлялся на территориях всех субъектов УрФО, в настоящее время - только в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации.

Основной целью транспортного контроля является обеспечение выполнения как российскими, так и иностранными перевозчиками международных договоров и нормативных правовых актов Российской Федерации в области международных автомобильных перевозок.

Но несовершенство законодательной базы, регламентирующей деятельность контролирующих органов в данной сфере деятельности, в том числе по вопросам административной практики, применяемой к перевозчикам, нехватка финансовых ресурсов, нехватка кадров, недобросовестность самих перевозчиков, как российских, так и иностранных, привели к ряду проблем в процессе осуществления транспортного контроля, о которых пойдет речь далее.

На начало 2009 года в Уральском федеральном округе было зарегистрировано 142 перевозчика,

Наименование области (округа)

Количество субъектов, осуществляющих международные перевозки, ед.

Количество автотранспорта

Среднее количество
автотранспорта на 1 автоперевозчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинская

41

47

114,6

188

214

113,8

4,59

4,55

99,1

Свердловская

41

41

100,0

400

445

111,3

9,76

10,85

111,1

Тюменская

22

21

95,5

97

90

92,8

4,41

4,29

97,2

ХМАО - Югра

18

18

100,0

53

43

81,1

2,94

2,39

81,2

Курганская

11

13

118,2

65

54

83,1

5,91

4,15

70,2

ЯН АО

4

2

50,0

17

9

52,9

4,25

4,5

105,8

Всего по УрФО

137

142

103,6

820

855

104,3

5,99

6,02

100,5

 

осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров на 855 автотранспортных средствах, из них:

В сравнении с 2007 годом количество перевозчиков и количество автотранспорта возросли соответственно на 5 единиц, или на 3,6 % и 35 автомобилей, или на 4,3 %.

Хорошо зарекомендовали себя на рынке международных автоперевозчиков, кроме ОАО «ЛОРРИ», такие предприятия Свердловской области, как ООО «АВС АВТОТРАНС», ЗАО «АВТОСАН». Руководителями проводится работа по подбору, обучению и аттестации специалистов, совершенствуется производственно-техническая база, приобретается автотранспорт, соответствующий международным стандартам. На должном уровне организована профилактика обеспечения безопасности дорожного движения. Но, к сожалению, таких предприятий не много, да и в упомянутых предприятиях допускаются отдельные нарушения.
Говорить об увеличении доли перевозчиков Уральского федерального округа на российском рынке рано. Процент наших перевозчиков от общего количества российских перевозчиков не превышает 2,5 %, что явно не соответствует потребностям промышленного потенциала Урала.

Показатели свидетельствуют о крайне низком участии перевозчиков Урала в оказании услуг международных грузоперевозок, есть примеры недобросовестной конкуренции со стороны перевозчиков из третьих стран.

С 1 октября 2008 года организовано проведение эксперимента на многостороннем автомобильном пункте пропуска «Бугристое» на российско-казахском участке государственной границы с участием Федеральной таможенной службы, сотрудники которого осуществляют транспортный контроль на въезде в Российскую Федерацию, а сотрудники Управления госавтодорнадзора по Челябинской области - на выезде автотранспортных средств на территорию сопредельного государства. Поэтому некоторые показатели по осуществлению транспортного контроля по сравнению с 2017 годом упали.

Так, в 2008 году в ходе осуществления транспортного контроля специалистами Управлений госавтодорнадзора на 7-ми автомобильных пунктах пропуска Уральского округа было проверено более 170 тысяч автомобилей как российских, так и иностранных перевозчиков, что составило 76,3% к уровню 2007 года. В ходе осмотра у более 2 тысяч автотранспортных средств выявлено около 7,5 тысяч нарушений, по которым составлено более 2 тысяч протоколов с общей суммой наложенных штрафов - 4,7 млн. рублей, выдано более 650 предписаний. Из-за нарушений действующего законодательства в области международных перевозок и Межправительственных Соглашений запрещена перевозка пассажиров и грузов 2-м тысячам 654-м водителям автомобилей, в том числе по весовым параметрам - 672-м.

Что касается самих нарушений, то здесь складывается очень негативная ситуация.

Подавляющее большинство из них связано с нарушением режима труда и отдыха водителей или 11,6 % от общего числа. Конечно, перевозчику выгодна максимизация времени работы водителя за рулем, но необходимо осознавать всю важность роли водителя в обеспечении безопасности дорожного движения. Перегрузка, усталость, нервное перенапряжение приводят к резкому снижению внимания и быстроты реакции. Это подтверждает и статистика - каждый шестой водитель, ставший виновником ДТП, провел за рулем более 8 часов. Помимо нарушений режима труда и отдыха водителей следует обратить внимание на нарушения, связанные либо с отсутствием тахографа, либо его неисправностью или отключением. В частности, у Свердловских международников таких нарушений 50% от общего числа.

Одна из причин заключается в том, что согласно Правилам использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации тахографы должны иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий их к применению в РФ, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (метрологической поверки) или поверительное клеймо. Нами был сделан официальный запрос в Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации, по которому даны следующие разъяснения:

1. Организации, имеющие право на метрологическую поверку тахографов должны быть аттестованы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то есть должны иметь аттестат аккредитации с обязательным приложением, в котором указана область аккредитации.

2. Организации должны иметь лицензию на право осуществления деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений. После ремонта или любого другого вмешательства в устройство тахографа, а также при замене резины (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) должна быть проведена настройка тахографа и метрологическая поверка.

3. По окончании метрологической поверки выдается свидетельство о поверке установленного образца, которое хранится в течение всего межповерочного интервала (1 год) и предъявляется контролирующим органам.
В Уральском федеральном округе правом на осуществление метрологической поверки обладает только Челябинский центр стандартизации, метрологии и сертификации, находящийся по адресу (454048, г. Челябинск, ул. Энгельса, 101, тел. 3-412-61-08-72), а это является существенным и расходным неудобством для перевозчиков других областей Урала.

Еще одно из наиболее распространенных нарушений это несоблюдение весовых и габаритных ограничений. Именно они по статистике составляют около 10 % от общего числа нарушений. С большим количеством нарушений перевозятся сегодня:
- тяжеловесные грузы (823 нарушений);
- без отличительных знаков на АТС, или без соответствующих документов на груз или списка пассажиров (155 нарушений).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о недобросовестных перевозчиках, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров без разрешений в/из третьих стран (каботаж).

На автомобильных пунктах пропуска УрФО за 2008 год было выявлено более 328 таких нарушителей, сумма штрафов составила порядка 500 тысяч рублей.
В настоящее время штрафы за езду без разрешений для иностранцев составляет смехотворную сумму - от 1 до 1,5 тысяч рублей (или 33 евро), что несопоставимо с потерями российской стороны и штрафами в Европе до 15 тыс. евро.

На Первоуральском и Каменск-Уральском таможенных постах, проводимые в прошлые годы сотрудниками Управления по плану мероприятий, согласованному с Екатеринбургской таможней, выявили, что у 20% иностранных перевозчиков отсутствуют разрешения на перевозки в/из третьих стран (Беларусь, Турция), т. е. турецкий автоперевозчик грузит продукцию для перевозки в страны Европы, не имея на то разрешения.

Помимо автомобильных пунктов пропуска на территории УрФО расположены еще стационарные пункты весового контроля (СПВК).

На сегодняшний день на территории Курганской области действует один СПВК, расположенный на 259-м километре федеральной автодороги М-51 «Байкал». В прошлом году инспекторами Управления госавтодорнадзора Курганской области было проконтролировано около 7 тысяч грузовых АТС, осуществляющих международные перевозки. Выявлено около 300 нарушений, из них 19 - это нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, наложено свыше 300 тысяч рублей административного штрафа.

В Тюменской области расположено СПВК «Тобольск-237», на котором в 2008 году было проверено свыше 3,5 тысяч грузовых автомобилей, осуществляющих международные перевозки, выявлено более 400 различных нарушений, наложено 440 тысяч рублей административных штрафов.

При осуществлении весового контроля как на автомобильных пунктах пропуска, так и на стационарных пунктах, есть свои проблемы, в частности это устаревшее весовое оборудование. Например, в Курганской области из-за частой поломки весового оборудования транспортный контроль в 2008 году проводился нерегулярно из-за нехватки кадров для сменной работы в течение суток и недостатка финансирования.
В Свердловской области пункты весового контроля отсутствовали.

С февраля текущего года в области введен в эксплуатацию передвижной пункт весового контроля (автомобиль-лаборатория). До конца т.г. планируется приобретение через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта 2-х стационарных пунктов весового контроля, которые будут установлены на федеральных дорогах области. В дальнейшем на этих пунктах будет производиться выдача международных сертификатов взвешивания грузовых транспортных средств (МСВТС), что позволит перевозчикам экономить время на других пунктах взвешивания автотранспорта на территории России, при прохождении государственной границы и на территориях стран Содружества Независимых Государств. В настоящее время на территории Уральского округа пункты выдачи сертификатов отсутствуют.

Отдельно стоит проблема перевозки пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении. Дело в том, что из под контроля на автомобильных пунктах пропуска выпадают транспортные средства вместимостью до 8 человек. Существуют так называемые «теневые» перевозчики на автомобилях «Баргузин», «ГАЗель», которые транспортному контролю не подлежат и в большей части зарегистрированы на территории республики Казахстан. Проведенные исследования показали, что в период пикового пассажиропотока таких автомобилей проходит до 20 единиц в сутки и перевозят 40-45% от общего числа пассажиров. Эта же проблема касается и транспортных средств малой вместимости, когда автомобили типа «УАЗ» обору¬дуются нарами и таким образом перевозятся до 20 человек.

Для решения этой проблемы необходимо ввести транспортный контроль на все виды транспортных средств (легковые, к примеру, выборочно) и сопровождение транспортного средства в места отстоя для приведения числа пассажиров к числу посадочных мест. Кроме того, необходимо установить административное наказание за перевозку пассажиров сверх количества посадочных мест, установленных заводом-изготовителем.

Ничтожно мало и продолжает снижаться участие Уральских перевозчиков в международных перевозках пассажиров. В 2008 году количество допусков на пассажирские перевозки составило 27 единиц, из них на коммерческой основе 21 единица, и снизилось к уровню 2007 года на 4,5%, а количество автобусов, осуществляющих коммерческие международные перевозки, снизилось на 6%. Всего по округу коммерческую перевозку пассажиров осуществляют 110 автобусов. Самые крупные субъекты - перевозчики пассажиров: Тюменская (58 автобусов) и Челябинская область (30 автобусов).

Несмотря на то. что международные перевозки пассажиров должны выполняться на паритетных началах, со стороны субъектов РФ. входящих в УрФО. нет заинтересованности в нём по РЯДУ ПРИЧИН, и российские автомобилисты не стремятся осваивать этот сектор транспортного рынка. Основным направлением перевозок пассажиров продолжает оставаться Казахстан, на долю которого приходится более 95% от общего объема перевозок.
Можно назвать и другие причины неудовлетворительного состояния дел с международными перевозками в целом по Округу и по стране.

1. В результате лоббирования интересов автозаводов пострадали отечественные автоперевозчики. Лишенные возможности приобретать безумно подорожавшие новые грузовики, они были вынуждены покупать подержанные и, проигрывая в конкурентоспособности иностранцам, уступили им национальный рынок. Исправлять положение труднее и дороже, так как ситуация усугубляется тем что, на российском рынке перевозчики из третьих стран имеют намного более льготные условия по отношению к перевозчикам из РФ.

2. Обеспечение подвижным составом, удовлетворяющим международным требованиям, которые постоянно ужесточаются. В настоящее время в парке уральских международных перевозчиков значительная доля автотранспортных средств не соответствует требованиям правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) и потому могут использоваться для перевозок лишь в отдельные страны только на основе двухсторонних соглашений.

3. Недостаточно совершенный механизм распределения разрешений на международные автомобильные перевозки. Действующий порядок определения национальных квот в системе многосторонних разрешений Европейской Конференции Министров транспорта (ЕКМТ) дает неоправданные преимущества странам с относительно низкими объемами перевозок. Определение количества двусторонних разрешений осуществляется без достаточного учета экономических интересов России. В результате на рынке недопустимо высока доля перевозчиков третьих стран, паритет не в пользу российских перевозчиков.
Импортируя автотранспортные услуги из третьих стран, Россия ежегодно теряет по различным оценкам десятки миллиардов рублей, имея потенциальную возможность зачисления указанных средств в бюджеты всех уровней.

4. Отсутствие интереса российских перевозчиков к осуществлению перевозок грузов в Казахстан в виду неудовлетворительного состояния дорог и незаконных многочисленных поборов на казахстанской стороне. Причем эти поборы касаются только российских перевозчиков.

5. Одной из причин, способствовавших снижению конкурентоспособности российских автотранспортных компаний, является взимание дорожных сборов с российских перевозчиков на территориях иностранных государств при отсутствии таких сборов с иностранных перевозчиков на территории России.

В 1998 году Правительством РФ было принято постановление «О сборе за проезд с автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации» от 24.06.1998 г. №638, которое в течение 10-ти лет не действовало. В декабре 2008 года Правительством Российской федерации принято Постановление №1007 с таким же названием и вступившим в силу с 1 февраля того года. Надеемся, что механизм действия этого постановления будет реально работать, но суммы сборов, как в Постановлении, утратившим силу, так и вновь принятом, ничтожно малы (385 руб. за сутки) в сравнении со сборами, взимаемыми с российских перевозчиков. Таким образом, создаются неравные конкурентные условия, так как иностранцы имеют возможность применять более низкие тарифы за перевозку.

С целью защиты рынка международных перевозок и увеличения удельного веса российских участников, в том числе перевозчиков УрФО во внешнеторговых перевозках Уральским управлением госавтодорнадзора были внесены предложения.

1. Необходим нормативный документ, обязывающий исполнительные власти всех уровней при заключении международных договоров на поставку продукции предусматривать доставку ее российскими автоперевозчиками (как это делается в развитых странах, стремящихся за счет разных источников пополнять свой бюджет) или паритет перевозчиков. Международные соглашения, подготовленные министерством транспорта и подписанные уполномоченными на то лицами, дают право российским перевозчикам перевозить 50 процентов грузов по экспорту и импорту. Но это право в достаточной мере не реализуется.

2. Субъектам Российской Федерации, входящим в Уральский округ, инициировать и создать необходимые условия для организации на их территориях ряда предприятий по установке, поверке, ремонту и техническому обслуживанию тахографов, тем более, что ими должны быть оборудованы не только автомобили международных, но междугородных перевозчиков (требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 августа 1996г. № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»).

3. Крупным международным автоперевозчикам, например ОАО «ЛОРРИ» рассмотреть возможность и, по возможности, принять меры по организации на территории предприятия с помощью других перевозчиков пунктов весового контроля с выдачей сотрудниками Ространснадзора международных сертификатов взвешивания. Специалисты управлений госавтодорнадзора готовы оказать методическую помощь предприятиям в этой работе.

4. Внести следующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 11.26. За незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров.

Пункт 1 - за использование транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации увеличить размер штрафа от 5 до 10 тыс. руб.

Пункт 2 - за осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров на зарегистрированных в другом государстве грузовом автотранспортном средстве или автобусе с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, либо на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, в котором указанное автотранспортное средство не зарегистрировано, увеличить размер штрафных санкций от 5 до 10 тыс. руб. и запретить движение до предъявления разрешения.

Статья 11.29. За осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, значительно повысить размер штрафных санкций - от 10 до 25 тысяч рублей, дополнить «и приостановление движения транспортного средства до предъявления соответствующего разрешения».

5. КоАП РФ дополнить статьей, предусматривающей административную ответственность водителей транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок пассажиров (автобусами) за превышение количества перевозимых пассажиров, установленного заводом - изготовителем для данной модели автобуса - от 5 до 10 тыс. руб.

Перейти в раздел: ПЕРЕВОЗКИ, ЛОГИСТИКА, СКЛАД 

 




© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы