«Калитка возможностей» у нынешних властей Китая весьма и весьма узкая
На днях в США проходило совещание США – Китай по вопросам двусторонней торговли, которое во многом определит развитие мировой экономики, поскольку это – крупнейшие по размеру ВВП страны мира. Соответственно, эта тема вызывает большой интерес, тем более что в нем принимали участие главы 16 министерств и департаментов США, а также 20 представителей Китая. О том, чем она завершилась, – в следующей статье, а пока – о том, какая ситуация складывалась перед ее началом.
В частности, секретарь казначейства США (министр финансов) Тимоти Гайтнер призвал Китай больше полагаться на потребительский спрос внутри страны и уменьшить свою зависимость от экспорта товаров. Он заявил, что Китаю «необходимо заложить фундамент новой модели экономического роста, основанной на внутреннем спросе». По его словам, Китай должен «развиваться в направлении более рыночной экономики и современной финансовой системы».
Отметим, что официальные представители США и многие экономисты считают, что Пекин намеренно занижает курс юаня, чтобы стимулировать экспорт и рост экономики, однако в части внутреннего спроса Гайтнер ломится в открытую дверь: Китай уже давно объявил о приоритете развития своего внутреннего рынка, но здесь он натолкнулся на крайне серьезную проблему. Дело в том, что свое развитие, которое он начинал как повторение индустриализации, организованной Сталиным в 1930-е гг. (т. е. ориентированное на внутренний рынок), он в какой-то момент перевел на совершенно иные рельсы.
Фактически последние десятилетия Китай развивается, используя в качестве главного мультипликатора роста, «мотора» экономики, внешний спрос (США в первую очередь), а не внутренний. Когда произошла смена курса – вопрос сложный: может быть, еще при жизни Мао Цзэдуна, после визита президента США Никсона в Пекин в 1973 году, может быть, позже... но суть от этого не меняется. Так просто и безболезненно вернуться на старые рельсы уже не получится.
Дело в том, что за прошедшие десятилетия в Китае выросла собственная система разделения труда, стоимость производимой продукции существенно выросла, во многом она замыкается на внешних поставщиков. И все общество разделилось на две неравные группы: первую, относительно небольшую часть – несколько сот миллионов человек, которые так или иначе получают свои доходы от перераспределения экспортных денег, и вторую, значительно более крупную и бедную часть – более миллиарда человек, живущих за счет внутренних ресурсов.
Что значит «перераспределить» спрос, ориентировав его внутрь страны? Предложить этой бедной части покупать товары, которые до того были ориентированы на экспорт? Но, пусть они и будут в цене ниже, чем в США, они все равно останутся для крестьян слишком дорогими. А если снижать их стоимость до уровня, который доступен крестьянам, то их производители в крупных городах начнут получать слишком маленькие доходы. И дело даже не в том, что им это не понравится, а в том, что они с такими доходами просто не смогут жить в городах: это в Китае уже стало дорогим удовольствием.
Повысить доходы условных крестьян тоже не получится: Китай не может продать то, что уже производится, куда уж ему продавать еще что-то. Да и разрыв в доходностях слишком высок. СССР поднимал уровень жизни всего населения и медленно (да и было его всего 300 млн человек), Китай – только части и довольно быстро. И быстро закрыть возникший разрыв не получится. Я даже не уверен, что его вообще можно закрыть, подняв уровень жизни бедной части населения на уровень нынешних богатых: еще один «золотой миллиард» мировая экономика не переживет. А снижать уровень жизни «богатых горожан» тоже как-то не хочется, поскольку это неминуемо создаст серьезные социальные проблемы.
Так что говорить Гайтнер может что хочет, но «калитка возможностей» у Китая весьма и весьма узка. И ревальвировать юань Китай уже тоже не может: слишком велика стала роль импорта в его экономике. Отметим, что эта встреча проходит через 4 месяца после того как эти вопросы обсуждались на встрече президента США Барака Обамы с председателем Китая Ху Цзиньтао, и с тех пор дискурс особо не изменился, что говорит о том, что дело – не только в амбициях обеих сторон.
Китай жалуется на то, что американские власти, прикрываясь требованиями национальной безопасности, проводят дискриминационную политику в отношений китайских компаний и часто не дают им инвестировать в американскую экономику, критикует США за вмешательство во внутренние дела других стран, агрессию в Ливии и т. д. Вашингтон, в свою очередь, возобновил критику Китая по поводу ситуации с правами человека. Однако обе стороны заявляют, что хотят прийти к взаимопониманию, и это – правда. Одно дело – переговоры, другое – объективная ситуация. Можно сколько угодно обвинять друг друга в смертных грехах, но если есть понимание, что жить друг без друга уже не получается, то приходится находить какие-то компромиссы.
Вот и США несколько снизили риторику по части требований ревальвации юаня, поскольку объективная ситуация этому не способствует. Ну а права человека… Ритуал он и есть ритуал. В общем, милые бранятся – только тешатся.
К теме отношений США и Китая я, конечно, вернусь еще не раз. Но, в общем, сегодня можно констатировать, что свободы выбора у сторон нет, ситуация развивается так, как она развивается, и можно только следовать за ней. Ну, или активно ускорять кризис и начинать строить самостоятельную политику, но к этому пока никто не готов.
|