О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать

Мартышка и очки: неквалифицированный рабочий на рынке труда

Аквариум

Продолжаем разговор о проблемах отечественного профессионального образования. Недостаток квалифицированных работников, который отмечается и руководителями предприятий, и экспертами, является одной из самых серьезных проблем современной России. Мигранты не могут восполнить этот дефицит, поскольку не обладают необходимым образованием и достаточным уровнем квалификации. Кроме того, привлечение квалифицированной рабочей силы из-за рубежа может вызвать напряжение на рынке труда. Каковы наиболее общие причины сложившейся ситуации?
 
Сначала рассмотрим причины, приведшие к возникновению массового профессионального образования в начале 20 века. Прежде всего, это вступление промышленности в индустриальную фазу развития, фазу массового производства. Сложившаяся ситуация потребовала большое количество работников, причем невысокой квалификации, главное предназначение которых - выполнять распоряжения начальства, быть послушной рабочей силой. Коллективный работодатель столкнулся с необходимостью ответить на вопросы:
1.     как самостоятельно готовить рабочую силу для своего производства;
2.     как сделать так, чтобы подготовленные работники выполняли все распоряжения начальства;
3.     как обеспечить производство именно таким типом работников, легко заменяемых в период расширения производства;
4.     как сделать наемный труд безопасным.
 
Ответ был найден через создание системы массового образования, которая готовила в достаточной мере грамотных, а, самое главное, послушных людей, способных работать под руководством линейного менеджера.
 
По мере усложнения производства повышались требования к уровню первичной подготовки (от двухклассной школы в начале века к обязательному неполному, а затем и к полному среднему образованию). Экономике требовался институт, который выпускал бы подходящие ей кадры, и он был впоследствии создан.
Функцию обучения и первичной профессионализации молодежи взяло на себя государство. В условиях советского планового хозяйства практиковалась единая модель профессиональной подготовки. Она была удобной, поскольку однотипное оборудование   на промпредприятиях не требовало от работника серьезной и дифференцированной подготовки. Увеличение выпуска продукции осуществлялось за счет увеличения количества работников среднего уровня квалификации. Дешевая система подготовки кадров обеспечивала массовость, которая была гораздо важнее качества. Массовый и дешевый труд, в процессе которого формировались поколения продуктивных, послушных, удовлетворенных всем рабочих, принес результаты: выросло несколько поколений полностью обеспеченных занятостью работников. Дообучение выпускников шло на предприятии, что означало пожизненный найм, и повышение уровня профессионализма на стабильном, не меняющемся десятилетиями оборудовании.
 
Сегодня мы переживаем противоположный процесс - промышленность освобождается от рабочей силы. В связи с модернизацией производства и его автоматизацией происходит уменьшение потребности в персонале. Кроме того, в условиях отказа от унификации производства, ликвидации государственной собственности на промышленные предприятия, исчезла и унификация требований к оборудованию и работнику. С ростом конкуренции и ростом стоимости рабочей силы возникает потребность высвобождения малоквалифицированной и послушной рабочей силы. Требуется высококвалифицированный профессионал. В результате получается так, что промышленнообразовательная система, которая на протяжении столетия обеспечивала нас рабочими, юристами, медсестрами и военными, на сегодняшний день утратила всякий смысл.
Необходимо учитывать и тот факт, что наряду с рынком труда высококвалифицированной рабочей силы растет и развивается часть рынка труда - вне системы профессионального образования. (Доля формальных трудовых контрактов в экономике сократилась примерно на 15% за 10 лет). Эти люди выполняют тяжелую ручную работу. Она формирует психологию «временного работника», у которого нет стимулов к повышению квалификации. С высококвалифицированными рабочими сложнее: у нас нет училищ, которые готовили бы рабочую аристократию. С уходом индустриальной эпохи необходимо решить следующую задачу: научиться воспитывать независимых, творческих людей, не боящихся новых решений.
Новое российское государство встало перед проблемой сохранения существующей системы профессионального образования, понимая, что выпускает не самых грамотных работников, не в полной мере соответствующих потребностям бизнеса. Но как подготовить универсального рабочего в условиях уникальности и эксклюзивности оборудования на развивающихся предприятиях и при этом обеспечить занятость молодежи?
 
Это одно из главных противоречий государственной политики в профессиональной подготовке. Цены на строительное оборудование  сейчас очень высокие.  Как может система массовой подготовки специалистов соответствовать специфике производства, которая сложилась в конкретной местности?
Если в прежние времена фабрика всегда была привязана к определенному месту, то сегодня это не так: производство существует там, где имеется дешевая рабочая сила и сырье. Практически каждая компания выбирает именно такую политику. И это происходит повсеместно. Возникает вопрос: где, кого и как готовить?
Итак, государство не может приспособить имеющуюся систему профессионального образования под нужды конкретных предприятий. В отличие от предыдущих эпох, срок жизни оборудования очень короток. При этом основная масса работодателей, недовольных уровнем подготовки наемных работников, остается пассивным потребителем сложившихся услуг системы профессионального образования.
Вывод: дешевая система образования производит дешевую рабочую силу. Производство дорогой рабочей силы сегодня невыгодно, поскольку никто не знает, что и как будет происходить через несколько лет.  Приходится продавать  бу оборудование. Так же необходимо провести предпродажную подготовку этого оборудования и техники. А возможно даже и частичный ремонт, а где то и капитальный. А это покупка различных запчастей с спец технике и оборудованию, которые вы можете посмотреть здесь. Это дополнительная статья расхода, которая приводит к удорожанию продаваемого оборудования.
 
Более активную позицию во взаимодействии с образовательной системой занимают крупные, динамично развивающиеся предприятия, однако и здесь отсутствуют продуктивные подходы к решению проблем профессиональной подготовки кадров.
Выходом из ситуации может быть организация партнерских отношений бизнеса и государства. Это требует серьезных вложений в модернизацию материальной базы профессиональной школы, в создание адресных центров переподготовки и переобучения кадров. Но на это бизнес идет плохо, предпочитая покупать готовый продукт на рынке труда. Предприятия, недовольные уровнем подготовки рабочей силы, организуют учебные курсы или учебные центры (очевидно, последние - более продвинутая форма организации обучения самим предприятием).
Наиболее крупные и перспективные производства открывают собственные корпоративные учебные центры (университеты), вкладывают средства в традиционные формы целевой подготовки через восстановление ПТУ, техникумов, организуют целевой прием в высшие учебные заведения.
 
Источник:  www.stroyip.ru

.


Перейти в раздел: "СПЕЦТЕХНИКА, ОБОРУДОВАНИЕ"




© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы