Вагонкой называется декоративная доска, предназначенная для внутренней и наружной отделки помещений: обшивки стен, потолков, дверей. Название материала происходит от названия деревянных реек, которыми когда-то обшивали товарные ж/д вагоны. Затем сфера применения вагонки перекочевала в частное хозяйство, где она с успехом применяется и по сей день.
Хотя в последнее время с вагонкой конкурируют изделия из пластика, пиломатериалы не сдают своих позиций популярности и не уступают им ни в функциональности, ни в эстетике. Дерево, применяемое для строительства и отделки домов и квартир, создает комфорт, прекрасно теплоизолирует и звукоизолирует помещение. Несомненным плюсом этого природного материала является способность создавать сбалансированный микроклимат: дерево регулирует влажность в помещении, впитывая и отдавая влагу воздуху. Кроме того, дерево наполняет дом бесподобным лесным ароматом.
Как известно, древесина хвойных пород универсальна, и может применяться как для отделки внутренних, так и наружных стен. В отличие от лиственных, хвойные породы, к тому же, содержат смолу, являющуюся природным антисептиком, защищающую дерево от грибка и влаги. Поэтому наиболее распространенный материал для вагонки — сосна и ель, реже — лиственница, которая хоть и более плотная по структуре, но создает проблемы при обработке и хуже, чем ель, сохраняет тепло. Лиственные породы (кроме осины) хороши для внутренних, а также влажных помещений: бань, саун.
Стандарты материала
От обычных досок вагонка отличается внешним видом: доски имеют одинаковый профиль, шпунт и паз для стыковки по плоскости. Профиль доски позволяет добиться идеального стыка в паз и точной подгонки досок друг к другу.
Обшивочную доску разделяют на обычную вагонку и евровагонку. Обыкновенная вагонка изготавливается по российскому ГОСТу 8242-88, евровагонка соответствует немецкому стандарту DIN 68126. При производстве евровагонки соблюдаются европейские стандарты качества, накладывающие ограничения на ряд параметров древесины: наличие сучков, засмоленных участков, обзола, пораженных грибками и насекомыми мест и др. Кроме сортности дерева, евровагонка отличается профилем, шириной и толщиной и качеством обработки поверхности. А по требованиям стандарта обладает продольными вентиляционными канавками для удаления конденсата и снятия внутреннего напряжения в доске, возникающего от перепада температур и влажности. Профили евровагонки имеют несколько названий: «американка», «стандарт», «блокхаус», но их общим характерным признаком является более глубокое пазо-гребневое соединение.
Длина обоих видов вагонки до 6 м, причем, чем длиннее вагонка, тем выше ее цена.
Размеры обычной вагонки: толщина от 12 до 25 мм, ширина до 150 мм. Размеры евровагонки: толщина: 13,16 и 19 мм, ширина от 80 до 120 мм.
Очень важный параметр — влажность дерева. Так как при усушке дерево теряет свои размеры по ширине. Вагонка, прошедшая камерную сушку, обладает влажностью не более 12%, потому дает меньшую усадку по сравнению с деревом естественной влажности.
В зависимости от соблюдения требований, сорт вагонки может варьироваться от А до С. Разделение по сортам происходит на этапе сортировки готовых изделий. Основанием деления на сортность служат естественные пороки древесины и недостатки, появившиеся в процессе изготовления доски.
Технология обшивки
Вагонка должна находиться в планируемом под отделку помещении не менее суток. Продумайте направление досок: горизонтальное или вертикальное. По горизонтали рейки укладывают, как правило, в узких помещениях, при этом помещение зрительно становится шире и ниже. Вертикальное расположение наоборот увеличивает высоту помещения.
При условии, что стены деревянные и абсолютно ровные, вагонку можно крепить непосредственно на стену или потолок. В ином случае сначала устанавливают обрешетку — несущую конструкцию из деревянных брусков или металлических профилей. Бруски крепятся на стене с шагом 50-70 см. Обеспечить ровность помогут самодельные клинья из дерева или готовые из пластика. При монтаже несущей конструкции, самое главное, чтобы она была выставлена ровно. Поэтому при работе пользуются уровнем и отвесом. Обрешетка позволяет, ко всему прочему, создать необходимый вентиляционный зазор между стеной и вагонкой.
Если предполагается утепление стены, сначала закрепите на стене утеплитель. Сверху для гидроизоляции — пленку, стыки которой проклейте лентой.
Для того, чтобы все доски были на одном уровне, закрепите снизу ограничительную планку, которую уберете на конечном этапе.
Вагонка нарезается нужной длины. Специалисты советуют начинать работу с левого угла помещения. Последующие доски присоединяются к первой путем вставления шипа в паз предыдущей. Чтобы вагонка прилегала плотно друг к другу, можно воспользоваться нехитрым приспособлением: обрез доски в 30-50 см с аналогичным шипом, вставьте в паз установленной вагонки и постучите по нему молотком, после этого закрепите доску.
Вагонку можно крепить к решетке с помощью маленьких гвоздей. Гвозди вбиваются под углом 45 градусов в нижнюю кромку паза, а место крепления закроется затем шипом другой доски. Для того, чтобы не повредить лицевую сторону вагонки, для дозабивания гвоздя пользуйтесь добойником.
Но лучше для крепления воспользоваться кляймерами. Это специальные крепежные захваты (скобы) из тонкой оцинкованной стали,разнообразных размеров и форм, которые подбираются с учетом пазов вашей доски. Захват вставляется в паз, и прибивается гвоздями. На лицевой стороне следы от креплений не заметны.
Обработка поверхности
Поверхность евровагонки хорошо отшлифована, не имеет трещин или выбоин. Нет необходимости тратить время на дополнительную обработку.
Если у вас обычная вагонка, и имеются дефекты, для заделки воспользуйтесь шпатлевкой. Также древесину придется обессмолить: удалить имеющиеся смолистые и жировые пятна. Это можно сделать 25%-ным раствором ацетона, потом промыть теплой водой и просушить.
Дерево требует обработки, особенно защитные составы понадобятся во влажных помещениях. Для лучшего стекания воды доску, например, покрывают воском.
Если вам хочется получить поверхность одного тона, перед покраской проведите отбеливание древесины. Существуют различные отбеливатели, чаще других используют щавелевую кислоту и 20-30%-ный раствор перекиси водорода.
Для придания цвета используйте красители для древесины, сохраняющие ее текстуру: морилки (на основе органических растворителей, синтетических смол или на спирту), бейцы (сухие порошки, разводимые водой).
Финишным покрытием, как правило, является лак. На вагонке хорошо смотрится матовый лак, он придает дереву благородство. После того, как просохнет первый слой лака, рекомендуется протереть поверхность мелкозернистой шкуркой для удаления пузырьков воздуха, ворсинок и т.д. После чего поверхность покрывается лаком еще раз или два. Полуматовый алкидно-уретановый лак придаст более блестящую поверхность. Лаковое покрытие и одновременно цвет дает акриловый лак. |